Украина формально решила проблему газообеспечения на 2007 г. Но реальная цена газа для страны может оказаться самой высокой в Европе.
24 октября 2006 г. «РосУкрЭнерго» и «Укргаз-Энерго» подписали дополнение к договору купли-продажи природного газа от 2 февраля 2006 г. на 2006-2010 годы. В соответствии с ним в 2007 г. для «Укргаз-Энерго» будет поставлено не менее 55 млрд. кубометров газа по $130/тыс. куб. м. Украина формально решила проблему газообеспечения на 2007 г. Установленная цена на газ стала минимально возможной и была сформирована после длительных переговоров между высшим руководством обеих стран.
После разделения ставок на транзит и цены на импортируемый газ в январских соглашениях наша страна была ограничена в использовании транзитной ставки в качестве компенсатора роста цен. Исключением мог стать разве что радикальный шаг, направленный на разрыв достигнутых в начале 2006 г. соглашений. Но такой шаг был неприемлемым ввиду прогнозируемой негативной реакции ЕС. Таким образом, единственной возможностью добиться плавного повышения цены на газ было выполнение условий Кремля – как политических, так и экономических.
Условие №1. Сохранение «РосУкрЭнерго» в схеме поставок импортного газа
«РосУкрЭнерго» является механизмом, позволяющим российскому руководству (благодаря 50% доле «Газпрома») следовать энергетической стратегии, осуществляя экспансию на европейский рынок, и одновременно удовлетворять собственные интересы за счет участия в распределении прибыли. В связи с этим основным условием постепенного роста цен на импортируемый газ стало сохранение «РосУкрЭнерго» в качестве монопольного поставщика импортного газа в Украину и реализации всего закупленного газа через СП «Укргаз-Энерго».
Вместе с сохранением «РосУкрЭнерго» в схеме поставок газа в Украину сфера деятельности данной компаний и ее «дочки» «Укргаз-Энерго» значительно расширяется.
Во-первых, ЗАО «Укргаз-Энерго» начало поставки в Украину российской нефти и планирует развивать собственную розничную сеть для реализации нефтепродуктов. Компания предполагает в 2007 г. импортировать в Украину более 3 млн. тонн нефти и полученные в результате ее переработки нефтепродукты реализовать в Украине. Это сделает «Укргаз-Энерго» одним из основных игроков на рынке. Перерабатывать всю импортируемую в Украину нефть компания планирует на ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод).
Во-вторых, другая связанная с «РосУкрЭнерго» структура – венгерская компания Emfesz Kft. (45% акций компании контролируется известным бизнесменом Дмитрием Фирташем), поставляющая в Польшу и Венгрию принадлежащий «РосУкрЭнерго» газ, получила контроль над экспортом в Европу украинской электроэнергетики. Экспорт электроэнергии в Венгрию, Польшу и Словакию осуществляется через «Бурштынский остров», в состав которого входят принадлежащие «Западэнерго» Бурштынская и Добротвирская ТЭС.
Таким образом, «РосУкрЭнерго» с 2007 г. может не только сохранить свои позиции на газовом рынке Украины, но и расширить сферу деятельности. Благодаря лоббированию российского руководства на самом высоком уровне, ценовому демпингу («РосУкрЭнерго» и ее дочерние структуры реализуют газ дешевле, чем это делает «Газпром») и уникальным возможностям гарантированного доступа к ресурсной базе среднеазиатских республик и России, компания продолжает экспансию как на украинский, так и европейский рынки.
В то же время возможность значительного демпинга благодаря экспортной монополии на туркменский газ (исключая объемы топлива, поставляемого в Иран) сохранится у «РосУкрЭнерго» лишь до 2009 г., когда ожидается запуск газопровода Туркменистан-Китай. Потеря 30 млрд. куб. м туркменского газа, который будет перенаправлен в сторону Китая (в настоящий момент Туркменистан не способен обеспечить соответствующий рост добычи, даже несмотря на заявления о новых гигантских месторождениях, открытых на территории страны), приведет к значительному росту себестоимости реализуемого газа. Основной задачей компании до 2009 г. является географическая экспансия с целью получения контроля над рынком реализации за счет ценового демпинга и политического лоббирования. На данный момент в результате такой политики компания монополизировала украинский рынок реализации импортируемого газа. Оценить границы дальнейшей экспансии «РосУкрЭнерго» трудно, поскольку это зависит от политической воли украинского руководства.
Условие №2. Экономические уступки
Основные экономические условия, которые российская сторона выдвигала в процессе переговоров, касались доступа российского государства и ряда крупных корпораций к стратегическим украинским активам или их переориентации на сотрудничество с российскими контрагентами. Конечная цель российских переговорщиков – улучшение конкурентоспособности российских компаний и усиления зависимости Украины от России, что позволит в дальнейшем эффективнее влиять на украинскую политику.
Газотранспортная система Украины. Как и прежде, основной экономической целью «Газпрома» и российского руководства является контроль над газотранспортной системой Украины и розничным рынком реализации газа. Экспансия структур, близких к «Газпрому», является частью глобальной стратегии компании, которая стремится контролировать процесс от добычи газа до его реализации конечному потребителю. Средством контроля над украинской ГТС является газотранспортный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. На данный момент трудно сказать, готово ли наше правительство пойти на формирование полноценного консорциума, который контролировал бы не только строительство новых мощностей, но и уже действующую систему. В то же время создание подобного консорциума, по мнению экспертов, является недопустимым с точки зрения сохранения Украиной энергетической независимости.
Помимо ГТС, включающей не только трубопроводы, но и системы подземных газовых хранилищ, «Газпром» и его дочерние структуры нацелены на получение контроля над прочими объектами инфраструктуры внутреннего рынка газа, в частности, облгазами. Во второй половине 2006 г. группа «Ренова», подконтрольная близкому к Кремлю олигарху Виктору Вексельбергу, получила контроль над четырьмя украинскими облгазами («Днепрогаз», «Донецгоргаз», «Харьковгаз», «Криворожгаз»). В настоящее время по заказу «РосУкрЭнерго» «Райффайзенбанк-Аваль» проводит оценку стоимости пакетов акций семи облгазов, подконтрольных группе «Континуум» (42,6% акций «Львовгаза», 40,75% – «Ивано-Франковскгаза», 52,4% – «Черниговгаза», 55,58% – «Волыньгаза», 56,72% – «Черновцыгаза», 60,03% – «Закарпатгаза» и 21,41% – «Ровногаза»).
Разработка шельфа Прикерченского участка. Для снижения энергозависимости от России и «Газпрома» с «РосУкрЭнерго» в частности Украине необходимо не только повышать энергоэффективность собственной экономики, но и увеличивать добычу газа на своей территории. На сегодня собственных ресурсов добычи Украине хватает для обеспечения 25% своих потребностей. Подтвержденные запасы природного газа в Украине составляют порядка 1 трлн. куб. м. Неразведанные запасы оцениваются в 4,5 трлн. кубометров. Значительные объемы углеводорода могут залегать в акваториях Черного и Азовского морей. Один из наиболее перспективных мест добычи – Прикерченский нефтегазоносный участок.
Конкурс на право разработки данного участка был проведен в 2006 г. Среди прочих соискателей в конкурсе принимала участие и «РосУкрЭнерго». Победителем была признана американская компания Vanco International Limited. На данный момент со стороны украинского руководства наблюдаются попытки пересмотреть результаты конкурса и выдавить Vanco International из проекта. В случае если итоги конкурса будут пересмотрены, не исключено, что право на разработку недр Прикерченского нефтегазоносного участка получит компания, близкая к «Газпрому».
Электроэнергетика. Россия испытывает существенный дефицит электроэнергетических мощностей. В этой связи для Москвы – крайне важно получить контроль над украинской энергосистемой, обладающей избыточными мощностями. Первоочередная задача для России – сохранение энергетики Украины в российском фарватере.
После утверждения нового правительства Украина пошла на ряд компромиссов с Россией в области электроэнергетики. Основным стало заявление о намерении запараллеливания энергосистем Украины и России. Данный шаг ставит крест на намерении Украины самостоятельно интегрироваться в систему UCTE (энергетическое объединение стран Европы), которое в свое время вызвало резкую реакцию со стороны Москвы. На данный момент параллельно с Европой работает западная часть украинской энергосистемы («Бурштынский остров»). В рамках новой электроэнергетической политики Украина уступила России 30% молдавского рынка, поставку электроэнергии на который полностью обеспечивались отечественными мощностями. Взамен Россия возобновила импорт украинской электроэнергии.
Украина заинтересована в соединении с европейской UCTE, мощности которой в два раза превышают систему, объединяющую энергетику стран СНГ. В частности, суммарная мощность высоковольтных линий электропередач, связывающих Украину с Европой, составляет 6000 МВт – это в три раза больше, чем на границе с Россией.
«Атомное» сотрудничество. После прихода к власти Виктора Ющенко Украина взяла курс на увеличение независимости функционирования отечественной атомной энергетики. Отказавшись от ядерного оружия, наша страна лишилась собственного полного ядерного цикла и импортирует топливо для отечественных АЭС. До 2005 г. монопольным поставщиком ТВЭЛов в Украину была Россия, куда вывозились отработанные ядерные материалы. С целью диверсификации источников поставки предыдущее руководство НАК «Энергоатом» приняло решение о поставках на АЭС американского топлива. Но после формирования новой правительственной коалиции произошла смена руководства НАК «Энергоатом». Возглавивший компанию Андрей Деркач очертил приоритетным направлением усиление сотрудничества с Россией и отказ от прежней политики диверсификации. Как следствие – можно ожидать усиления кооперации между российской и украинской атомной энергетикой вплоть до создания совместного предприятия, в которое будут включены ряд украинских активов.
Наиболее привлекательными активами в Украине для Москвы являются урановые рудники и мощности по добыче и плавке циркония – металла, из проката которого производятся корпусы топливно-выделяющих сборок для АЭС. Россия намеревается построить 40 атомных электростанций и поэтому нуждается в расширении ресурсной базы. Не исключено также создание совместной украинско-российской структуры по производству оборудования для атомных электростанций, куда с нашей стороны будут включены госпакеты акций ОАО «Турбоатом», ГП «Научно-производственный комплекс газотурбиностроения «Заря-Машпроект» и ОАО «Харьковский государственный приборостроительный завод им. Шевченко».
Несмотря на то, что усиление кооперации сможет увеличить загруженность ряда украинских заводов, в долгосрочной перспективе текущая политика украинского руководства несет в себе существенные риски. Прежде всего усиливается зависимость Украины от России в области атомной энергетики. В случае создания СП ряд стратегических украинских активов перейдет под контроль Москвы. В дополнение ко всему существенная интеграция украинских предприятий приведет к вовлечению их в процесс производства ядерного оружия.
Прочие возможные требования
Эксперты не исключают, что, помимо описанных выше и уже частично или полностью удовлетворенных условий российской стороны, предметом газовых переговоров могли быть ряд вопросов, не связанных с энергетикой. В первую очередь речь может идти о создании совместных предприятий, занимающихся самолетостроением с включением в них ключевых украинских производственных и научно-исследовательских подразделений. В числе потенциальных кандидатов на включение в СП с украинской стороны киевский государственный авиационный завод «Авиант», Харьковский авиационный завод, АНТК им. Антонова.
Еще одной привлекательной отраслью для российского крупного бизнеса, о чьей судьбе мог подниматься вопрос в процессе переговоров, является титановая отрасль Украины. Наиболее привлекательный объект для россиян – Запорожский титано-магниевый комбинат – производитель титановой губки. От наличия и стоимости этого металла зависят российские аэрокосмические программы и стратегические программы ВПК, например, развитие авиации и подводного флота. Кроме того, россиян, стремящихся создать вертикально-интегрированную титановую корпорацию, интересуют Вольногорский горно-металлургический комбинат и Иршанский горно-обогатительный комбинат, являющиеся единственными в Украине и России производителями ильменитового концентрата. Контроль над титановыми активами Украины, как и во многих предыдущих случаях, может быть получен в результате создания СП.
Таким образом, получая газ по льготным условиям, Украина может лишиться ряда стратегических предприятий, от деятельности которых во многом зависит экономическая независимость страны. Для получения тактических выгод уступки делаются в ряде стратегических направлений. Дополнительно выдаваемые российским компаниям и государственным структурам преференции негативно влияют на инвестиционную привлекательность как сегментов экономики, в которых они работают, так и Украины в целом. В итоге реальная цена импортируемого газа оказывается гораздо выше заявленных $130 за тыс. куб. м. Масштабность уступок, на которые может пойти украинское правительство с целью удержания стоимости газа на приемлемом уровне в перспективе, делают невозможной оценку конечной стоимости закупаемого Украиной газа, однако позволяют называть его самым дорогим в Европе.
На виду Наиболее очевидной частью негласных газовых договоренностей стали политические уступки, на которые пошло украинское руководство. Поскольку они освещались более подробно, поэтому ограничимся перечислением.
• Антиинтеграция в НАТО.
• Затягивание вступления Украины в ВТО.
• Государственный статус русского языка.
• Неприкосновенность позиций Черноморского флота России до 2017 г. и возможная пролонгация соглашения.