В мировых компаниях

финансовые падения

Совсем неигрушечный подарок
Jiangsu Zhongxin Toys, китайской компании по производству игрушек, приходится разочаровывать потенциальных заказчиков из Европы и США, которые в октябре съехались на ярмарку в Кантоне (Гуанчжоу). «Босс дал нам указание не брать заказы, поскольку если юань еще подорожает, это ударит по нашей марже», — отмечает менеджер по продажам Люси Лиан. Сегодня тамошние фабрики игрушек вынуждены работать даже с 3%-й рентабельностью (для сравнения: у мировых лидеров Mattel и Hasbro это 9,7 и 9,2% соответственно). Такие низкие прибыли вкупе с трехмесячным сроком платежей означают, что производители оказываются крайне чувствительными к колебаниям валютных курсов, объясняют аналитики пекинской брокерской конторы Guosen Securities. С начала года юань подорожал на 6,4% против евро и на 2,5% — против доллара.

«Несколько лет назад курс составлял 8 юаней за доллар, сегодня это 6,65. Если дойдет до 6, мы погибнем, — признается Саймон Пэн, генеральный менеджер Zhejiang Huangyan Hongfan Toys Factory, которая экспортирует развивающие игрушки и головоломки. — Чтобы компенсировать потери, мы повысили цены на 3-5%, однако если будем действовать в таком же духе, то отпугнем клиентов». Понятно, что все это отразится и на конечных покупателях. «Если создателям игрушек придется поднимать закупочные цены, чтобы остаться в бизнесе, европейские и американские магазины выставят менее привлекательные ценники на всю новогоднюю продукцию, завезенную из Китая», — объясняют в China Market Research Group.

«У производителей просто нет другого выхода, чем пересматривать ценовую политику», — оправдывается Суси Инг. Возглавляемая ею фабрика Shanghai Master Plastic Products занимается выпуском надувных бассейнов и пляжных игрушек. «Нам пришлось поднять цены на 15%, хотя большинство наших заказчиков готовы были платить максимум на 7-8% больше, чем в прошлом году», — сетует Инг. Теперь компания фокусируется на изготовлении более дорогих товаров с высокой маржой. Многим ее конкурентам приходится отклонять долгосрочные заказы — все, что от полугода. Опрос, проведенный Global Sources среди 239 китайских экспортеров, показал: 70% респондентов ожидают падения объемов заказов, если юань подорожает еще на 2% по отношению к доллару. Главные надежды представители бизнеса возлагают на правительство, которое способно сдержать повышения курса национальной валюты.

инвестиции

Прагматичная щедрость
Siemens AG, немецкий промышленный концерн, резко увеличил дивидендные выплаты своим акционерам, пообещав направлять на них от 30 до 50% чистой прибыли. По итогам минувшего года компания выплатит дивиденды по €2,7 на акцию, увеличив их на 70%. Последние три года акционеры компании получали лишь по €1,6. «Впервые в своей истории Siemens AG определил ясную дивидендную политику, которая будет служить отправной точкой для нынешних и потенциальных акционеров, — заявил Петер Лешер, президент и исполнительный директор Siemens. — С новой дивидендной политикой мы предоставляем долгосрочным инвесторам дополнительные стимулы вкладывать в концерн».

Компания также сделала весьма оптимистичный прогноз на текущий 2010-2011 ф. г. (стартовал 1 октября 2010 г.), ожидая роста прибыли от операций на 25-30%.
По итогам года Siemens получил чистую прибыль в размере €4,07 млрд. (+63%) при выручке €76 млрд. Однако в IV квартале прошлого финансового года концерн зафиксировал чистый убыток на сумму €396 млн., что связано прежде всего со списанием €1,2 млрд. от переоценки гудвила подразделения по производству оборудования для медицинской диагностики.

Объявлено также о принятии на вооружение новой стратегической программы One Siemens («Единый Siemens»), которая направлена на устойчивый, нацеленный рост и более эффективное использование капитала. В ее рамках концерн будет концентрировать усилия на инновационных рынках быстрорастущих развивающихся стран и сервисном бизнесе. Поставлена цель добиться уровня прибыли на используемый капитал (ROCE) в 15-20% (прежний ориентир составлял 14-16%).

кризис-менеджмент

Приоритет — маржа
Майкл Делл, вернувшийся в кресло СЕО основанной им компании в январе 2007 г., пока не стал спасителем. С того времени котировки Dell — третьего по величине производителя компьютеров в мире — потеряли 40%, а бизнес-показатели оставались нестабильными. По итогам минувшего финансового года (закончился 31 марта) доход сохранился на уровне $61,1 млрд., а операционная прибыль упала с $3,4 до 3,2 млрд.

Пока 55% дохода компания получает от реализации ПК и ноутбуков — сегментов, где наблюдается неуклонное снижение маржи. Поэтому сегодня Dell стремится максимально быстро нарастить высокорентабельные бизнесы по продаже серверов, хранилищ данных, сетевого оборудования и технологических сервисов. Согласно планам, обнародованным в июне, доход от этих направлений к концу 2014 ф. г. должен вырасти с $17 до 30 млрд. Теперь на их развитие будет выделяться более 10% R&D-бюджета, а не процент, выраженный однозначным числом. Попутно Dell прибегнет к поглощениям небольших разработчиков вроде Boomi — поставщика технологий для облачных вычислений, которого компания приобрела 2 ноября. Правда, сумма сделки не раскрывается. «При оценке стоимости объектов мы будем терпеливы и дисциплинированны», — заверяет финансовый директор Dell Брайан Глэдден, имея в виду недавнюю битву за производителя систем хранения данных 3Par. Последний в итоге достался HP, однако стоимость актива успела утроиться (до $2,35 млрд.).

Пока открытым остается вопрос о том, превратится ли компания в частную. В июне Делл признался инвесторам и аналитикам, что подумывает о такой возможности.

диверсификация

В погоне за талантами
Amazon.com, крупнейший онлайновый ритейлер, открыл интернет-киностудию, цель которой — помочь начинающим талантливым сценаристам и режиссерам попасть в Голливуд. Amazon Studios позволяет всем желающим загружать на сайт собственные киносценарии и любительские фильмы. Студия приготовила почти $3 млн. призов лучшим работам, которые окажутся на сайте до 31 декабря 2011 г. (в частности, каждый месяц планируется выплачивать по $100 тыс. за лучшую ленту и по $20 тыс. — за два лучших сценария). Затем счастливчиков, возможно, возьмут в оборот в коммерческих целях, но только если они понравятся и экспертам, и посетителям веб-ресурса. Первоочередное право на превращение любительских наработок в настоящее кино будет принадлежать партнеру проекта — киностудии Warner Bros.

Этот шаг Amazon.com эксперты считают логичным. Компания уже владеет потоковым телесервисом, а также занимается цифровой дистрибуцией фильмов, испытывая конкуренцию со стороны других пунктов онлайнового кинопроката вроде Netflix. За место под солнцем также начинают бороться приставки Apple TV и Google TV, претендующие на незамедлительную трансляцию телепередач посредством Сети. Так что Amazon.com несколько запаздывает с выходом на рынок цифровых развлечений, который в США становится все более насыщенным. Чтобы наверстать упущенное, приходится искать оригинальный контент, чем ритейлер и решил заняться.

инновации

Корейцы говорят — бизнес слушает
L’Oreal, Philips, Nikon и другие международные компании рассматривают Южную Корею как тестовый полигон. Причин тому несколько. Во-первых, здесь многочисленная целевая аудитория: почти половина из 50 млн. корейцев проживают в Сеуле и многие зарабатывают более $30 тыс. в год. Во-вторых, уровень проникновения Интернета в стране составляет 90%, поэтому потребительские тренды распространяются крайне быстро. В-третьих, местные покупатели едва ли не самые взыскательные в мире. Так, количество онлайновых обзоров и комментариев на тему новинок рынка как минимум в десять раз больше, чем в аналогичных американских блогах. «То, что будет работать в Корее, будет работать и в остальном мире, но не обязательно наоборот», — объясняет Ричард Симберг, президент корейского подразделения L’Oreal.

Когда местные потребители говорят, компании слушают. В 2005 г. корейцы потребовали от Philips оборудовать его мини-блендер фильтром с круглыми отверстиями, которые в ходе приготовления супа-пюре лучше задерживали бы кожуру фасоли и комочки тофу. Усовершенствованный фильтр был представлен в том же году в Корее, а через год — и в других странах. Покупатели получили желаемое, но для некоторых и этого оказалось недостаточно. «Я хотел бы, чтобы отверстия в фильтре имели форму ромбов. Это даст возможность отжимать сок без клубничных косточек и виноградной кожуры», — рассказывает один из посетителей магазина бытовой техники в Сеуле. Такие комментарии хорошо знакомы Парку Сун-Йонгу, PR-менеджеру корейского подразделения Philips. «Потребители даже попросили нас изменить цвет шнура утюга с белого на черный, чтобы он не так быстро пачкался», — рассказывает он. Компания пошла навстречу, представив модель утюга Fashion Iron, которая продавалась в мире в 2008-2009 гг.

Среди корейцев есть много полупрофессиональных фотографов. «Потребители часто повторяли, что им нравится фотографировать людей, и они хотели бы, чтобы на снимках лица выходили более четкими, чем объекты на заднем плане, поэтому 35 мм было бы идеальным фокусным расстоянием. Можете сделать такие объективы?» — говорит Ким Санг-Хун, профессор маркетинга Сеульского университета. В марте 2009 г. Nikon начал продавать такой фотоаппарат по всему миру.

Еще один пример. Кореянки давно жаловались, что увлажняющие кремы от L’Oreal летом вызывали ощущение жирной кожи. В связи с этим продажи продукта неуклонно падали. Поэтому исследователи стали работать над более легкой гелеобразной текстурой, получившей название «чок-чок». Сегодня это хит продаж. «Да, корейцы очень требовательны, — отмечает Симберг, — но их критика всегда конструктивна».

Залишити відповідь