Результаты опроса
На работу как на праздник
Журнал FORTUNE опубликовал свой десятый ежегодный рейтинг 100 лучших работодателей США. Исследование проводилось путем опроса 105 тыс. сотрудников из 446 компаний. Основные критерии привлекательности компании включали философию управления персоналом, льготные программы для персонала, а также ежегодные премии и выплаты.
Как оказалось, самым привлекательным работодателем среди американских фирм оказался Google, хотя в рейтинге прошлого года этот интернет-гигант не входил даже в первую десятку. Такой взлет обусловлен широким спектром услуг, которые корпорация предоставляет своим служащим. Среди них: возможность пользоваться прачечной, химчисткой, автомобильным сервисом, spa-салоном. А также бесплатные обеды, массаж и онлайновые медицинские консультации. Кроме того, программистам разрешено тратить до 20% рабочего времени на независимые проекты. В таких условиях неудивительно, что Google получает около 1,3 тыс. резюме в день.
Наряду с этими компаниями в рейтинге представлены и такие международные корпорации, как Cisco Systems (11-е место), Ernst & Young (25), Adobe (31), Yahoo! (44), Microsoft (50). Консалтинговая компания PwC оказалась на 58-м месте, производитель потребительских товаров P&G – на 68-м, а American Express – на 74-м.
Большинство бонусов и льгот, которые предоставляют компании своим сотрудникам, вполне предсказуемы. 16 компаний из Tор-100 полностью оплачивают медицинскую страховку, 32 – предлагают доступ к центру по уходу за ребенком, 22 – предоставляют оплачиваемый долгосрочный отпуск.
Однако есть в списке и ряд фирм, придумавших собственные любопытные льготы. Так, фармкомпания Genentech (2-е место) в 2006 г. премировала шестинедельным отпуском 537 сотрудников, проработавших в ней более шести лет. Methodist Hospital System (9-е) позволяет каждому сотруднику бесплатно заправить свое авто на $250. Юридическая фирма Arnold & Porter (26-е) выплачивает денежное вознаграждение в $15 тыс. за рекомендацию соискателей на вакантную должность. Инвестгруппа Goldman Sachs (36-е) предлагает всем сотрудникам-молодоженам оплачиваемую неделю отпуска. А фармкомпания AstraZeneca (71-е) бесплатно раздает служащим свою продукцию.
Hi-tech
Apple заново изобрела телефон
Технологическая корпорация Apple презентовала свой первый мобильный телефон iPhone, который, как надеется производитель, перевернет мир сотовых аппаратов. Новое устройство – комбинация мобильного телефона, широкоформатного плеера iPod и интернет-коммуникатора с возможностью использования электронной почты, веб-браузера и поиска карт. И все же его главная прорывная идея – в сенсорном дисплее, позволяющем управлять телефоном с помощью пальцев. При этом встроенный в iPhone датчик положения автоматически поворачивает изображение на экране в зависимости от угла поворота телефона. Другой датчик также определяет момент, когда пользователь подносит iPhone к уху и автоматически выключает экран для экономии энергии аккумулятора. Благодаря фотодетектору яркость экрана автоматически подстраивается под окружающие условия. «iPhone обогнал другие мобильные телефоны на 5 лет», – уверен глава Apple Стив Джобс.
И, похоже, с такой оценкой согласны инвесторы. В день презентации цена акций Apple поднялась почти на 8%. Немного позже начали дешеветь ценные бумаги других игроков мобильного рынка. Акции RIM, одного из ведущих производителей смартфонов в США, упали на 6,5%, Palm – на 2,6%. И все же обеспокоенность появлением iPhone выразили далеко не все. Так, представители Microsoft сомневаются, что новинка вызовет ажиотаж среди бизнес-пользователей. А в Nokia подчеркнули: хотя iPhone и будет конкурировать с их мультимедийными аппаратами, однако угрозы не представит, поскольку не поддерживает сети 3G и рассчитан на работу лишь в GSM-стандарте.
Резонанса данному событию добавил и возникший скандал. Cisco Systems в судебном порядке потребовала от Apple запретить использовать название iPhone, поскольку оно с 2000 г. является зарегистрированной торговой маркой Cisco. Но представители Apple заявили, что их iPhone и интернет-устройства Cisco относятся к разному типу продукции и не конкурируют друг с другом.
iPhone поступит в продажу в США в июне по цене $499 за версию с 4 Гб встроенной памяти и $599 – с 8 Гб. В Европе новинка появится только в IV квартале 2007 г., в Азии – в I квартале 2008 г.
Реорганизация
Kodak сбрасывает балласт перед прыжком
Лидер мирового фоторынка компания Eastman Kodak объявила о продаже за $2,55 млрд. своего подразделения Health Group, занимающегося выпуском рентгеновской пленки, медицинских принтеров и систем управления информацией. Покупателем выступит Onex Healthcare Holdings – «дочка» канадской инвестиционной корпорации Onex. В результате сделки она получит актив со штатом численностью 8,1 тыс. человек и годовым доходом $2,54 млрд.
Решение Kodak свернуть свою деятельность на медицинском рынке, на который компания вышла еще в 1896 г. после открытия рентгеновских лучей, эксперты связывают с двумя основными факторами. Во-первых, с намерением избавиться от непрофильного актива и сфокусироваться на переходе к цифровой фотопродукции. К тому же Health Group в условиях роста конкуренции со стороны GE, Siemens и Royal Philips Electronics не имела шансов претендовать на лидерские позиции в сегменте.
Во-вторых, $1,15 млрд. из полученных от продажи средств Kodak направит на покрытие долгов. Хотя чистые убытки компании за 9 месяцев 2006 г. и сократились на 49% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, они все же составили $617 млн. Объем продаж за отчетный период снизился на 6,2% – до $9,45 млрд. Финансовые позиции компании подорвало снижение спроса на рентгеновскую пленку и цифровые медицинские приборы, а также рост цен на серебро. В дальнейшем топ-менеджмент Kodak рассчитывает снизить издержки путем закрытия нескольких заводов в США и перемещения производств в Азию и Восточную Европу.
Поглощения
«Евраз» таки впустили в Америку
Комиссия по иностранным инвестициям США одобрила покупку российской Evraz Group 100% акций металлургической компании Oregon Steel Mills. О намерении приобрести американский актив за $2,3 млрд. россияне объявили в конце ноября прошлого года. По данным на 9 января, «дочке» «Евраза» удалось консолидировать 36,6% акций американской компании. Это первая крупная покупка компании после прихода в нее летом 2006 г. новых акционеров – «Миллхаус» Романа Абрамовича и его соратников.
Когда было объявлено о готовящейся сделке, эксперты назвали Oregon довольно дорогим приобретением для «Евраза». Хотя отмечали и очевидные выгоды этой сделки. Дело в том, что большая часть продукции российской группы приходится на так называемый прокат низких переделов, в то время как Oregon Steel производит конечную продукцию. Теперь Абрамович получит возможность не экспортировать стальные болванки, а отправлять их на собственное предприятие в Орегон, где из них будут делать высококачественный прокат (в том числе и для вооруженных сил США). Кроме того, предприятия Oregon Steel в США и Канаде выпускают продукцию для нефтегазового сектора, которая имеет в США стратегическое значение. Причем эксперты предсказывают некоторый спад на рынке сырой стали в текущем году при сохранении хорошей конъюнктуры на рынке продукции высокого передела. Так что приобретение «Евраза» должно быстро окупиться, хотя цена за Oregon почти на четверть превышала текущую рыночную стоимость ее акций накануне выдвижения оферты.
Финансовые взлеты
China Life прорвалась на второе место
Необычайно успешными оказались первые торги акциями китайской государственной страховой компании China Life, которая в декабре провела IPO в Шанхае на $3,6 млрд. За день котировки выросли на 106%. Рыночная стоимость China Life достигла $128 млрд. Как следствие – китайцы вышли на второе место в рейтинге крупнейших страховых компаний мира, обогнав таких грандов, как голландская ING, немецкая Allianz и французская Axa. Большую капитализацию имеет лишь American International Group ($185 млрд.).
«В Китае инвесторы большого значения цене не придают, ведь рынок купается в деньгах», – отмечает Bloomberg. Хотя эксперты предупреждают: акции China Life переоценены и скоро могут начать дешеветь. Из-за высоких котировок в Шанхае капитализация China Life в 13 раз выше ее балансовой стоимости, тогда как у AIG это соотношение равно 2,14.
Хотя понять инвесторов, переплачивающих за акции China Life, несложно. Прежде всего это первое размещение страховщика в КНР, да еще и столь крупного. За первое полугодие 2006 г. чистая прибыль компании составила $1,15 млрд., активы – $85,2 млрд. К тому же страна с населением 1,3 млрд. сулит страховщикам исключительные возможности для развития бизнеса. В 2005 г. общий объем страховых премий вырос в этой стране на 14% – до $63 млрд., что составляет 3% китайского ВВП. В США этот показатель равен 9%, а в Гонконге – 10%.