Пока украинские турфирмы с опаской оглядываются по сторонам, зарубежные игроки уверенно босновываются в перспективной нише медицинского туризма Украины.
Число людей, желающих совместить отдых и лечение, стремительно растет. Как следствие, в последние годы это привело к настоящему буму в относительно новом сегменте туристического рынка – медицинском туризме.
Суть бизнеса в организации целенаправленных поездок для получения лечебных, профилактических или реабилитационных услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Основной катализатор бизнеса – серьезная разница в расценках на медобслуживание (в 2-5 раз), равно как и в скорости получения услуг, между развитыми странами и «медицинскими мекками». Скажем, наиболее популярная из них, Азия, ежегодно принимает более 1,3 млн. медтуристов. А объем рынка лечебного туризма в регионе согласно прогнозам к 2012 году увеличится в 6 раз (до $4,4 млрд.).
Но если на Западе медицинский туризм уже давно зарекомендовал себя как финансово перспективный и динамичный сектор турбизнеса, то в Украине интерес к нему только начинает формироваться. Компании с отечественными инвестициями осторожно прощупывают малоизвестную почву. Образовавшийся вакуум начал заполнять иностранный капитал, который уже приобрел необходимые знания и сноровку на других рынках. По оценке директора Центра туристической информации Владимира Царука, из 5,8 тыс. зарегистрированных в Украине турфирм лишь шесть специализируются на предоставлении профессиональных комбинированных услуг. Хотя сами операторы считают, что сегмент фактически поделен между тремя: «МедВояж» с турецким капиталом, «Кросс-Мед-Тур» – с израильским и «Медассист-Украина» – с российским. Причем в Украину они стали входить лишь с 2004 г. Какие именно приманки приводят зарубежных игроков в Украину и почему их не смогли разглядеть отечественные турфирмы?
Дебютный рынок
По мнению опрошенных «&» экспертов, зарубежные операторы медтуризма идут в Украину как минимум по двум причинам.
Первая причина – увеличение в стране спроса на услуги по лечению за рубежом. Украинцы, доходы которых растут, все больше подпадают под влияние модных тенденций. По оценкам самих операторов, поток наших медицинских туристов за последние три года возрос вчетверо – до 480 тыс. человек. «Ежемесячно на диагностику в Турцию мы отправляем 10-15 человек, для общего оздоровления – 25-30, а для проведения онкологических и кардиологических операций – 3», – рассказывает Оксана Луценко, учредитель департамента медицинского туризма «МедВояж».
Опухоли головного и спинного мозга лечатся робототехникой, сопровождаемой высокоточным изображением (CYBERKNIFE).
Целевой аудиторией международного медицинского консалтинга являются представители среднего и крупного бизнеса, чиновники и дипломаты. Они уже готовы заплатить за полноценное и оперативное медобслуживание «золотого стандарта»: у нас клиник соответствующего сервиса не так много, как того требует рынок. «К тому же иностранным специалистам украинцы доверяют больше, – отмечает директор «Медассист-Украина» Людмила Цуканова. – Чаще всего за рубеж отправляются кардинально улучшить внешность, родить ребенка, произвести операцию или же просто оздоровиться. Кроме того, наши соотечественники стали ездить за рубеж ради визита к стоматологу и массажисту».
В целом Западная Европа пока занимает первое место в рейтинге наиболее популярных пунктов медицинского назначения. «Как россиян, так и украинцев туда влечет бережное отношение к пациенту со стороны персонала и докторов, – говорит генеральный директор российского туристического холдинга ATM-group Александр Курмачев. – Больной почти физически ощущает, что в Европе возможности медицины действительно безграничны. Принимается во внимание и научная репутация медучреждения, а также результаты его работы в проблемной для клиента области».
Вторая причина – Украина имеет все шансы преуспеть в развитии въездного лечебного туризма, учитывая уникальные рекреационные возможности и хорошую медицинскую школу. В частности, аналитики говорят о значительных перспективах страны в развитии бальнеологии (лечение минеральными водами и грязями). Еще одна «фишка» – лечение опорно-двигательного аппарата в Трускавце: очередь там расписана на месяцы вперед. Стоматология, лечение сердечных заболеваний, гинекология, искусственное оплодотворение – это далеко не полный перечень украинских медицинских специализаций, которые пользуются спросом у иностранных туристов.
Нельзя сбрасывать со счетов и финансовую сторону. Иностранцев, которые приезжают сюда лечиться, устраивает не только конфиденциальность лечения, высокое качество услуг по отдельным направлениям, но и конкурентная цена. По прогнозам отраслевых экспертов, еще как минимум 5-6 лет до вступления в ЕС цены у нас будут однозначно ниже, чем на аналогичные услуги в любой другой европейской стране. Как итог – медицинский туризм в Украине в ближайшие 2-3 года станет на путь стремительного роста. Однако оценивать (или же раскрывать) реальный объем этого сегмента операторы пока не берутся.
Бонусы зарубежной закалки
Медицинский туризм, помимо прочего, дело более чем прибыльное. «В большинстве своем это индивидуальные туры. На них каждая фирма имеет очень хороший заработок, – отмечает В. Царук. – В отличие от классических туристических туров даже по VIP-направлениям, где фирма имеет «дельту» в $40-70 на каждом клиенте, здесь она в несколько раз больше». Так выходит потому, что за каждого клиента принимающей стороной выплачиваются хорошие комиссионные. К тому же сам пакет достаточно дорогой и имеет много нюансов – начиная от трансферта и заканчивая непосредственно курсом лечения. Подтверждением тому служит факт, что маржинальный доход «Медассист-Украина» с июля по декабрь прошлого года составил 45 тыс. евро. В первом полугодии 2007 г. планируется поднять эту планку в 3-4 раза. А компания «МедВояж», по итогам минувшего года, сумела в 35 раз увеличить свой оборот по сравнению с 2004 г.
Именно поэтому ниша медицинского туризма является лакомым кусочком. В ближайшее время количество специализированных фирм возрастет минимум в 7-8 раз. И если сейчас операторы рынка практически не пересекаются в предлагаемых услугах, то новые игроки неминуемо разожгут конкуренцию.
Как полагают эксперты, вероятнее всего, стоит ожидать притока нового иностранного капитала. Отечественные компании пока занимают выжидательную позицию, не имея достаточного опыта работы в этом сегменте, из-за нехватки сноровки и боязни проиграть уже закрепившимся на рынке игрокам.
Еще один важный сдерживающий фактор для национального бизнеса – значительные капиталовложения, необходимые для становления данного направления бизнеса. Во-первых, речь идет о затратах на позиционирование новой торговой марки. Во-вторых, на создание замкнутой цепочки ведущих медицинских учреждений, европейских и международных лабораторий, спортивных организаций и курортов. В-третьих, на информирование потенциальных клиентов о возможных формах отдыха и лечения внутри страны и за ее пределами. «Самое трудное в работе – не предоставление пакета услуг, не налаживание связи с зарубежной клиникой или медицинским центром, а умение убедить клиента, что он покупает не воздух», – сетует О. Луценко.
Чтобы преуспеть в данном бизнесе, недостаточно поддерживать в рабочем состоянии сайт компании, говорят операторы. Необходима кропотливая работа с кадрами, организация ознакомительных поездок сотрудников по курортам и отелям. Важно наладить контакты с врачами: их помощь незаменима при работе с медицинской документацией. К тому же много работы приходится делать «в стол», ведь заранее определить стоимость лечения по каждому конкретному диагнозу невозможно. «Нередко бывает так, что мы работаем над запросом клиента в течение недели или больше, а предполагаемая стоимость оказывается несопоставимой с его возможностями. Порой нас пытаются использовать как справочную службу», – признается Л. Цуканова.