Украинское масло к восточному столу

Рынок подсолнечного масла высококонкурентен и в новичках не нуждается. Тем не менее мощности по переработке масличных культур растут с каждым годом. Для чего?


На мировом рынке отмечается высокий спрос на подсолнечное масло украинского производства. В прошлом маркетинговом году около 70% всего отечественного масла ушло на экспорт.


Так, по данным «АПК-Информ», в прошедшем сезоне (сентябрь 2005 – август 2006 гг.) из Украины было экспортировано 1,5 млн. т подсолнечного масла при общем производстве 2,1 млн. т. Проанализировав статистику за последние пять лет, можно увидеть четкую тенденцию к увеличению экспорта, а объемы 2005/2006 м. г. обозначить как рекордные.


Еще одним рекордом ушедшего сезона стало резкое увеличение количества стран, импортирующих украинское подсолнечное масло. За последние пять лет было не более 44 государств-импортеров, а в прошлом году их стало 56!


«По сравнению с прошлым сезоном в рейтинге основных покупателей существенно укрепила свои позиции Турция, переместившись с шестого на первое место по объемам закупок. Крупными покупателями нерафинированного подсолнечного масла считались также Египет, Испания, Франция и Нидерланды. Через Великобританию масло поставлялось в страны Ближнего Востока и Северной Африки», – рассказала в своем выступлении на V Международной конференции «Масло-жировая промышленность-2006» эксперт «АПК-Информ» Валерия Листопад.


Международные аналитики отмечают, что в прошлом сезоне ближневосточный регион в несколько раз увеличил потребление подсолнечного масла вместо соевого. Это связано в основном со сменой предпочтений на государственном уровне, так как в ряде стран именно на государственных тендерах соевое масло заменили подсолнечным.


При этом важно понимать, что в основном вывозится сырое масло, а на рафинированную и бутилированную продукцию приходится всего около трети экспорта, и она в основном идет в страны ближнего зарубежья. Но в ближайшей перспективе ситуация может измениться.


«За»/Pro


Внутренний рынок масла с каждым годом становится все теснее и теснее. Рост потребления продолжается, но темпы за последний год существенно снизились. На розничном рынке насчитывается более 50 торговых марок подсолнечного масла. Объемы производства и потенциальные мощности ежегодно увеличиваются. Поэтому тем компаниям, которые хотят развиваться и расти, необходимо будет обратить внимание именно на внешнюю торговлю. Ближневосточные страны – это хороший шанс увеличить портфель клиентов, а соответственно и объем продаж компании, так как это достаточно емкие рынки.


«Против»/Contra


Как импортер Восток достаточно требователен к качеству самой продукции и ее фасовке. Также нужно учесть непростой механизм прохождения тендеров. Работа на арабских рынках требует знания их специфики и нюансов, а в Украине не так много компаний, имеющих опыт и связи на этих рынках.


А в это время…


На сложившуюся ситуацию наиболее оперативно отреагировал наш сосед – Турция. Пока отечественные компании присматриваются к ближневосточному рынку и оценивают возможность экспорта в данный регион, турецкие бизнесмены уже весьма активно покупают украинское масло, фасуют его и отправляют в тот же Ирак и Иорданию. Таким же образом осуществляется реэкспорт масла в Великобританию.


«С начала 2006 г. Турция увеличила объемы экспорта подсолнечного масла в 7 раз, главным образом за счет экспорта фасованного подсолнечного масла для участия в ближневосточных тендерах. Несомненно, такая быстрая реакция турецких трейдеров говорит о привлекательности ближневосточного рынка», – отмечает начальник отдела ВЭД «АПК-Информ» Светлана Синьковская. Эксперт также отмечает, что стоит обратить внимание на растущий интерес к Украине со стороны ближневосточных представителей масложировой отрасли. Например, многие из них проявили интерес к V Международной конференции «Масло-жировая промышленность-2006», проходившей в ноябре 2006 года в Одессе. Среди посетивших конференцию можно выделить один из крупнейших и мощнейших на Ближнем Востоке и в Центральной Азии масло-жировых холдингов Savola Group. Также наглядным примером может послужить и такое мероприятие, как «Торговый саммит: зерновые и масличные», который пройдет в Турции в феврале 2007 г. По предварительным оценкам, ожидается около 50% участников из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Турции.


Мнения экспертов по масло-жировому рынку разделились. Одни склоняются к тому, что крупные владельцы украинских торговых марок вряд ли соблазнятся продажами «обезличенного» масла – они скорее попробуют создать свои бренды для этих рынков. Например, российский «Астон» еще в прошлом году заявил о том, что выводит свою торговую марку на рынок Ирака. Другие же отраслевые специалисты говорят о том, что на сегодняшний день брендинг в таких странах особого смысла не имеет, так как восточный рынок – прежде все рынок цены, а не бренда, тем более учитывая бедность большей части населения. А вот средним компаниям это должно быть в любом случае интересно, поскольку есть хороший повод увеличить выручку, не вкладывая дополнительных денег в продвижение торговой марки.


Сами украинские «масложировики» не скрывают своего интереса к Ближнему Востоку. Но прежде всего они говорят о том, что их беспокоят риски, с которыми связан бизнес в данных странах. Многих устраивает та же торговля с Турцией. «В будущем, когда запустим новый завод (2009 г.), мы, возможно, выйдем на международный рынок с фасованным маслом. Пока же нас устраивает текущая ситуация – большая часть нашей продукции идет наливом на экспорт в страны средиземноморского бассейна. Что касается выхода с брендированным маслом в Ирак, то это очень большой риск, в том числе и для жизни людей», – отмечает член правления группы «Зерноторговая компания Олсидз Украина» Вячеслав Петрище, которая занимает второе место в Украине по объемам производства и экспорта сырого подсолнечного масла (11% украинского производства подсолнечного масла не имеют своей торговой марки).


«Предложений по поставке «обезличенных бутылок» было очень много, в том числе из Турции. Но ситуация складывалась таким образом: люди приезжали, мы с ними согласовывали условия контракта, они уезжали и больше не возвращались. Я думаю, что это были представители каких-то компаний, которые хотели принять участие в госзакупках, но у них не получалось. Впрочем, наши мощности пока и так достаточно загружены, но эпизодически мы готовы работать на подобных условиях», – рассказывает генеральный директор промышленной группы «Креатив» Юрий Давыдов (2% украинского производства подсолнечного масла, 5% – фасованного, ТМ «Сонола», «Дивное»).


Спрос будет


Хочется отметить, что у отечественного экспорта подсолнечного масла хорошие перспективы не только на ближневосточных рынках. По данным международных аналитиков, в 2007 г. спрос на масло всех видов в мире превысит его запасы, что позволяет говорить о выгодных ценах. Это в основном связано с увеличением потребления масел для производства биодизеля в Европе, а также снижении посевов масличных культур в некоторых странах. В частности, из-за наращивания производства биодизеля в ЕС увеличивается непищевое использование рапсового и соевого масел, что приводит к увеличению использования подсолнечного масла пищевым сектором.

Залишити відповідь