В последнее время отправлять на обучение своих подчиненных стало чуть ли не правилом хорошего тона. Однако, прививая своим замам навыки делопроизводства, командообразования, тайм-менеджмента и так далее, сами топ-менеджеры порой забывают, что «рыба начинает… с головы» и что прежде чем учить чему-то персонал, неплохо бы самому овладеть определенным набором навыков и знаний. Вот только проблема в том, что овладевать практически негде: рынок тренингов для топ-менеджеров компаний в Украине находиться пока еще в зачаточном состоянии.
Рынок
Причин тому несколько. Первая и основная – несоответствие ожиданий и предложения. На данный момент на украинском рынке тренинговых услуг работает порядка 240 компаний. 90% из них согласно наблюдениям бизнес-консультанта WISE (World Institute of Scientology Enterprises), тренера консалтинговой компании «Школа продуктивности» Андрея Рублевского, предлагают программы для топ-менеджеров, при этом, однако, мало задумываясь как над реальными потребностями украинских топов, так и над уровнем преподавания для данной аудитории. «На сегодняшний день очень много тренинговых компаний предлагает обучение для топов, но есть одна проблема – уровень преподавателей, который считается для руководителей компаний очень низким. Для обучения топ-менеджменту необходим практический опыт в той деятельности, которой он занимается, причем опыт, подтвержденный реальными фактами», – рассказывает Александр Меринков, ведущий бизнес-тренер, консультант компания «Европейские Бизнес Технологии».
Практически полное отсутствие на рынке квалифицированных тренеров породило вполне естественный результат – недоверие руководителей и владельцев компаний к тренингам. По оценке Зоряны Головатой, генерального директора и ведущего бизнес-тренера компании «Европейские Бизнес Технологии», по сравнению с предыдущими двумя годами спрос на тренинги для руководителей упал почти на 50%. То, что образовательные программы не пользуются особой популярностью среди руководителей, подтверждает и ведущий тренер компании InforManager Людмила Богуш. «У отечественных топ-менеджеров пока слабо сформировано понимание необходимости тренингового обучения самих себя. Принято считать, что это подчиненных надо обучать, и тогда все будет прекрасно. А из-за этого получается, что зачастую именно топ-менеджмент противодействует успеху компании на рынке», – говорит г-жа Богуш.
Впрочем, с такой минорной оценкой соглашаются не все. «Спрос на тренинги для топ-менеджмента растет. Хотя нельзя сказать, что эта тенденция очень сильна и топы пошли массово обучаться. Пока еще достаточно большой сегмент руководителей высшего звена считает, что обучаться должен низший персонал, а им самим это просто не нужно», – рассказывает Алла Заднепровская, президент группы компаний Nordic.
Поддерживает мнение г-жи Заднепровской и Александр Меринков. По его словам, спрос на программы для топов есть, но руководители больше интересуются сугубо практическими тренингами: помощь в разработке стратегии, системы продаж, маркетинговой стратегии, создание плана коммерческих действий и так далее.
Программы
Несмотря на довольно безрадостную ситуацию на рынке тренингов для топ-менеджмента пациент все же скорее жив, чем мертв. Большой или малый, но спрос на образовательные мероприятия для «самых главных» все же есть, а значит, есть и предложение. Другое дело, что с выбором программ для топ-персонала на данный момент – тоже проблемы. Например, в Украине еще только-только стали появляться тренинги для собственников предприятий. «Особенность спроса на программы для топов сейчас в том, что все больше начали обучаться собственники компаний. Если раньше они занимались развитием бизнеса, то сейчас все чаще присоединяются к «обучающейся» категории бизнесменов. Бизнес-школы начали массово «разводить» программы для генеральных директоров и собственников. Для них же появились отдельные программы МВА, куда наемных менеджеров не пускают. В портфеле нашей компании, например, тоже есть семинары, на которые мы приглашаем только собственников компаний. По наполнению и тематике они серьезно отличаются от программ для наемных генеральных директоров», – рассказывает Алла Заднепровская.
Кстати, в России такие программы, по признанию Александра Меринкова, только-только начинают появляться. «На рынке на сегодняшний день не хватает такой простой казалось бы темы – «Как зарабатывать деньги», которая была бы ориентирована на владельцев крупных компаний. Только сейчас создается бизнес-школа в Подмосковье, где наши олигархи будут делиться со слушателями тем, как зарабатывать деньги, как создавать и управлять империями», – рассказывает Александр Меринков.
По его словам, в России также только начинают зарождаться такие темы, как «Передача контроля над бизнесом наемным менеджерам» или «Передача бизнеса своим детям».
В последнее время на нашем рынке тоже появились свои ноу-хау. «Не так давно появилась тенденция обучения высшего звена компании с участием акционеров и высшего звена смежных предприятий. Например, в банковской сфере наблюдается увеличение спроса на тренинги по взаимодействию смежных предприятий. Например, взаимодействие страховой и банковской структуры. Хотя, по моим наблюдениям, на рынке тренинговых услуг пока не много программ по данной тематике», – рассказывает Зоряна Головата.
Впрочем, как считают специалисты, отечественным топ-менеджерам не хватает не только каких-то «экзотических» тем, но и банального базового образования.
«Сейчас наблюдается перекос в сторону модных тем для топ-персонала: эмоциональная компетентность, векторность в бизнесе, лидерство в бизнесе и т. д. Много привозных гуру и ярких звезд. При этом слегка «провисает» системное менеджерское обучение, обучение каким-то «навыковым» вещам, которые так же необходимы топ-персоналу», – рассказывает Алла Заднепровская.