Какую пользу можно извлечь из нереализованного проекта.
Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 24 декабря 2010 г
Считается, что инвестиционные процессы в Украине осложнены высоким уровнем коррупции, непростой процедурой регистрации субъектов предпринимательской деятельности, большим количеством лицензируемых видов деятельности и трудностью получения лицензий, высокими налогами и непрозрачной системой налогового учета… Это так, но на практике все бывает намного прозаичнее. Пример — история проекта создания молокоперерабатывающего комбината в урочище Горбы Ивано-Франковской области. Работа по его созданию была начата в мае 2006 г., а окончательно прекращена в апреле
Что задумывалось
Предполагалось, что будет построен комбинат, оснащенный самым совершенным технологическим оборудованием с наивысшим уровнем эпидемиологической, экологической и техногенной безопасности, ресурсосбережения. Он должен был расположиться у подножья гор и быть открытым для обзора с трассы на туркомплекс «Буковель». Была подобрана и выведена из сельхозоборота площадка в 8,55 га. Красивые ландшафты, удобные подъезды, современный дизайн, уровень оснащения новейшим оборудованием, наибольшие в стране масштабы переработки молока вселяли веру в возможность включения комбината в число местных туристических достопримечательностей. С расчетом на это на втором уровне осевого коридора главного корпуса были спроектированы смотровые площадки — галереи. Планировалось создание музея прикарпатского сыроделия и гостиничного комплекса.
Непосредственной причиной закрытия проекта стал финансовый кризис. Но и без него было понятно, что проект ждет тяжелая судьба. Причина — затягивание по различным причинам работ. Первоначально предполагалось, что для реализации проекта потребуются
Шесть лет — это недопустимо большой срок для строительства подобного объекта в современных условиях хотя бы потому, что за это время технологии уйдут далеко вперед и комбинат окажется морально устаревшим уже в момент открытия. Для сокращения сроков есть три варианта: сокращение сроков выполнения каждого этапа, изменение последовательности выполнения этапов, уменьшение их числа. Далее мы расскажем о том, каким видим наполнение каждого из этих вариантов исходя из опыта работы над данным проектом.
Сокращение сроков выполнения
Сократить эти сроки можно, если исполнители проектов будут придерживаться таких правил:
- не приступать к работе без согласованного сторонами календарного плана;
- не начинать исполнительные работы в июле-августе и декабре-январе, а также на конце волны экономического подъема;
- не рассчитывать на опыт, знания, порядочность и понимание со стороны иностранных специалистов и организаций. Задачи для них должны быть простыми с четкими сроками и штрафными санкциями;
- не передавать работы по обобщению и корректированию первичных выходных данных любым, даже семизвездочным подрядчикам. Свободно владеть проектным инструментарием, перепроверять все входящие и исходящие данные;
- не выбирать малоизвестных или перегруженных заказами (даже самых известных) производителей и подрядчиков;
- не инвестировать в территорию, общину, которую возглавляют больные, перегруженные или неамбициозные руководители. Свободно владеть нормативной базой и постоянно быть готовым к тому, что придется перепроверять, предлагать и учить чиновников;
- не интересоваться ими или, по крайней мере, отдавать себе отчет в том, каковы риски и затраты, связанные с отводом особо ценных земель или слишком удаленных от цивилизованных мест утилизации отходов, источников водо- и энергоснабжения;
- не соглашаться на выделение земельного участка без обозначения принятых (в том числе владельцами и арендаторами участков) маршрутов прокладки коммуникаций;
- иметь в составе группы одного-двух сотрудников силового или представительного вида, которые постоянно «находятся в теме», занимают громкие должности, но единственной обязанностью которых является ведение переговоров с чиновниками, ожидание и перемещение вслед за ними;
- генподряд на строительство объекта оставить за собой, в числе субподрядчиков иметь минимум двух конкурирующих и готовых заменить друг друга субъектов;
- документировать все решения, вести протоколы переговоров с госорганами, производителями и подрядчиками;
- тщательно собирать и хранить все рабочие документы: письма, разрешения, акты, сертификаты, проекты и проч.
По нашим оценкам, следование этим принципам помогло бы сократить срок реализации проекта до 43 месяцев и сэкономить 4 млн. грн.
Главные риски, с которыми в данном случае сталкивается инициатор проекта, — кадровые. В конечном итоге он может получить, например, комбинат без правоустанавливающих документов на земельный участок или строительство с разбалансированными мощностями системы канализации и т. п.
Изменение последовательности выполнения
Уменьшить срок работ до 33 месяцев, а себестоимость подобных проектов — на 6 млн. грн. можно, если исполнители проектов будут придерживаться следующих правил:
- процедурные вопросы проектирования начинать решать сразу после составления эскизного проекта;
- предварительные поисковые работы (геодезию, геологию) провести еще до составления проекта землеотвода, а основные — одновременно или сразу после него;
- прокладку коммуникаций и строительство комбината (в части размещения заказов на изготовление оборудования и строительных конструкций) вести одновременно с изготовлением и согласованием соответствующих частей рабочей документации;
- процедурные вопросы эксплуатации комбината начинать решать еще на стадии разработки эскизного проекта.
Хотя, безусловно, тут есть финансовые риски. Например, можно потратить деньги на оборудование и стройконструкции, но не получить разрешение и ордер на выполнение строительных работ.
Уменьшение числа этапов
Сократить срок работ над подобными проектами до 29 месяцев, а себестоимость — на
Для этого Кабмину и профильному Комитету Верховной Рады следует разработать подходы и определить в стране новые приоритетные зоны промышленного развития, то есть места, где будут создаваться современные промышленные центры. Следует понимать, что для стратегического инвестора промышленный объект — это в том числе и произведение искусства, которым он любуется и гордится. Поэтому выделяемые территории должны позволять создавать подобное. В идеале это могут быть площадки на удалении
В результате еще до начала любого инвестиционного проекта на уровне центральных органов власти раз и навсегда будут решены масса вопросов, требующих катастрофически много сил и времени. Не нужно будет прокладывать к каждому объекту практически одни и те же сети, получать одни и те же разрешения. Наличие и свободный доступ к кадастровым материалам промышленных центров решит вопрос выбора и «посадки» контуров объекта еще до подачи документов на выделение земельного участка. Прозрачность принятия решений и конкуренция между промышленными центрами снизит уровень коррупции.
Мы понимаем, что этот источник повышения привлекательности промышленного строительства в Украине для инвесторов сейчас выглядит утопическим. Даже вопросы подготовки аналогичных площадок для жилищного строительства у нас не решаются, а это более простая и менее затратная задача. Но двигаться в данном направлении нужно, если власть всерьез думает о промышленной модернизации страны.