Сейчас поэзия все реже служит источником удовольствия случайно. На поэтические вечера люди идут осознанно, словно в поисках основного начала истины.
Наступило время одиночества для многих великих актрис. Их глубина, рафинированность, изящество, нервная и тонкая реакция на мир для огрубевшего времени стали казаться театральной манерой уходящей натуры. В современном театре им как бы нет места, хотя и случаются роли. Причина равнодушия современной режиссуры к этим именам, возможно, кроется еще и в страхе перед их мощными индивидуальностями. Поскольку работать с теми, кто в свою очередь работал с О. Ефремовым, Ю. Любимовым, А. Эфросом, А. Тарковским, трудно и опасно. Да и самим актрисам, кажется, перестал быть интересен современный театр.
Алла Демидова оберегает себя от сомнительных проектов. Она позволила приблизить к себе в последние годы только греческого режиссера Терзопулоса. А также Анатолия Васильева, сыграв Донну Анну и Лауру в его спектакле «А. С. Пушкин. «Каменный гость» и другие стихи» в «Школе драматического искусства». Снялась у Киры Муратовой. И еще одна отдушина актрисы – поэзия, которую время от времени она читает в филармоническом формате в Москве, Петербурге, Нью-Йорке. Алла Демидова и на Таганке в момент расцвета этого театра отвоевывала свое пространство. Не сливаясь с массовкой, она очерчивала свою неприкосновенную территорию. И сегодня, когда эта актриса-легенда не стала связывать судьбу ни с одним из современных театров, она также оберегает свой одинокий остров, на котором ведет уединенное и сосредоточенное существование, изредка выбираясь на материк.
То, что Алла Демидова, одна из самых значительных и стильных современных русских актрис, приезжает в Киев со своими поэтическими вечерами, уже само по себе событие большого культурного значения. Восхищение, которое может вызывать эта женщина, безгранично! Внутренняя сила и красота свидетельствуют о зрелом духе, заключенном в не менее прекрасную оболочку. Ее мысли, восприятие мира пробуждают в людских душах лучшие порывы, заставляют думать, зовут на подвиг, на самопожертвование. В достоинстве, с каким она читает русскую поэзию, «наследуя все это», есть нечто ободряющее и даже вызывающее. Ради того чтобы что-то доказать самой себе и не струсить, она готова идти вперед, чего бы ей это ни стоило. Вот почему ее любимые героини – трагическая Электра, Федра, Медея. Вот почему свой театр она носит в себе и не боится выходить на публику одна и читать «немодных» авторов: Блока, Пастернака, Цветаеву, Ахматову, Бродского, которые в ее исполнении сразу же становятся модными. И реакция у зала бывает всегда одинаковой: «Браво, Алла!».
Она выбрала себе эффектный имидж дамы-интеллектуалки Серебряного века, как бы родившейся не в свое время, что не мешает ей влиять на современников и даже воспитывать их. Она убеждена, что артист воздействует на зал настоящим гипнозом: «Даже те, кто покупает билеты на концерты шоу-бизнеса, понимают, что их кормят мякиной. Уже сейчас все потихонечку меняется. Сужу по поэтическим вечерам, которые я иногда устраиваю. Как-то читала «Поэму без героя» Ахматовой в «Новой опере». Мне потом приятель рассказывал, как после того вечера случайно подслушал разговор двух разодетых красавиц. Одна другой говорит: «Знаешь, клево! Стихи Демидова сочинила?». А я подумала, что это уже неплохо. Они же пришли слушать «Поэму без героя»! Мы и сегодня тоже живем без героя или он есть? Ахматова очень мудро показала это в своей поэме. Наш герой – это время».
Поэтические вечера Аллы Демидовой состоятся на сцене киевского Дома офицеров 4 марта – «Поэты ХХ столетия от Блока до Бродского» и 6 марта – «Ахматова – Цветаева».