Мы тучи разводить не станем

В развитых странах бизнес бьет тревогу из-за огромных убытков вследствие природных аномалий. В Украине погода волнует экономику меньше всего.


Западный мир в панике. Последствия нынешней теплой зимы и глобального потепления в целом затрагивают игроков самых разных рынков. Нефть и сельское хозяйство, туризм и страхование – это многомиллиардные и крайне погодозависимые индустрии. На Западе. В Украине же большинство отраслей, подверженных «влиянию атмосферных фронтов», как оказалось, практически не ощущают этого воздействия. А если и чувствуют, то не хотят или не знают, как с этим бороться.


Бури мглою бизнес кроют


Общая сумма убытков мировой экономики от глобального потепления, по прогнозам английских экономистов, составит в ближайшее десятилетие 3,68 трлн. фунтов стерлингов (более $6 трлн.). Это сравнимо с тем, если бы полностью прекратила существовать экономика половины Евросоюза. Погода прямо влияет на 20% экономики, а с погодными рисками в той или иной форме сталкивается 50% бизнеса. В США ежегодные, связанные с погодой, убытки выросли, по данным организации Ceres, с $1 млрд. в 1970-х годах до $15 млрд. в последние годы.


Нынешняя невероятно теплая зима до предела обострила проблему погоды в бизнесе и заставила понервничать многие ключевые секторы экономики. Лидировали нефтяники, наблюдая за тем, как лавиной поползли вниз мировые цены на топливо. В первую неделю нового года цена за баррель нефти Brent упала на рекордные $6, вернувшись к летним показателям. Объявленное OPEC снижение объемов добычи нефти, по мнению экспертов, может лишь отсрочить падение цен, ведь уже сегодня из-за теплой погоды хранилища заполнены.


Пока нефтяники решают ценовые вопросы, обстановку нагнетает аграрный сектор. Американские фермеры с нетерпением ждали холодов, чтобы избавиться от вредителей, проснувшихся раньше времени. В Италии, наоборот, перспектива резких февральских морозов повергала аграриев в прострацию, ведь тогда будут уничтожены все посевы, которые уже всходят, значит, можно будет попрощаться с урожаем, а заодно и с приблизительно 10 млрд. евро доходов.


Участившиеся в последнее время ураганы, торнадо, цунами и наводнения подрывают бизнес страховых компаний. Четыре крупнейших урагана 2005 года – Вилма, Рита, Катрина и Дэннис – обошлись страховщикам в $122 млрд. В Европе масштабы поменьше – один из крупнейших за последнее время ураган «Кирилл» стоил, к примеру, Германии «всего лишь» один миллиард евро.


Список можно перечислять долго: не лучшие времена переживают горнолыжные курорты и меховая индустрия, производители и продавцы одежды и оборудования для зимних видов спорта. В России страдают даже водочники: в теплую зиму россияне предпочли пиво. В Украине, похоже, не страдает никто.


На южном фронте без перемен


Продажи меховых изделий в российских магазинах упали в среднем на 15%, в декабре же спрос и вовсе составил половину от прошлогоднего. Казалось бы, еще более острая ситуация должна наблюдаться и в Украине, ведь у нас климат мягче. Но нет. Сергей Лысенко, директор магазина «Хутра України», отмечает: «Изменения уровня продаж по сравнению с прошлой зимой нет. Во-первых, на сегодняшний день меховые изделия шьют без утеплителя, они легкие, в них комфортно и в холод, и в более теплую погоду. Во-вторых, хорошие вещи всегда в цене, потому что женщины любят себя независимо от погоды. Единственное изменение – несколько упал спрос на длинные шубы, зато вырос на полушубки». Сергей Лысенко не опасается глобального потепления: «В Украине всего три меховые фабрики. Для сравнения: в Италии их две тысячи. И они как-то работают». Такой оптимизм вдохновляет.


Менее оптимистичными выглядят продавцы экипировки для зимних видов спорта. «Да, мы теряем какие-то продажи, – соглашается Игорь Мищенко, директор магазина «Экстрем стайл». – Но что делать? Мы никак не можем на это повлиять». В то же время на Западе уже десять лет как научились страховаться от капризов погоды. Причем клиенты быстро оценили выгодность таких услуг: за первые пять лет было продано «погодных» страховок на сумму около $3 млрд. Сегодня ежегодный объем данного рынка составляет $7 млрд. К сожалению, в Украине такие услуги не предоставляются или же предоставляются очень ограниченно. Например, один из крупнейших игроков рынка страхования «Инго Украина» страхует от непредсказуемости погоды только лишь сельское хозяйство. Другие рынки пока вне поля зрения. Не последнюю очередь в таком положении вещей играет и неразвитый спрос.


Наверное, самое правильное объяснение погодоустойчивости украинской экономики «&» получил в пресс-службе одной из ведущих нефтяных компаний. «Продажи у нас не изменились, и влияния мировой ситуации на свой бизнес мы не почувствовали. Вообще у нас сейчас такая сложная политическая ситуация, которая влияет гораздо больше, чем погода. Мне даже неудобно обращаться с такими вопросами к руководству, оно не поймет», – заявила пресс-секретарь компании.


Так и получается: за деревьями леса не видно. В украинской экономике существуют более значительные, чем погода, факторы: налоги, квоты, коррупция и законодательство. Рядом с ними ураган «Катрина» покажется тихим ветерком. Во всем этом виден один неоспоримый плюс: с такой закалкой у нас есть все шансы пережить глобальное потепление. А значит, к будущему мы готовы.  







$2000 за сантиметр снега

С возможными проблемами в цивилизованных странах справляются легко: от них попросту страхуются. Погодные риски – не исключение. Наиболее популярными инструментами менеджмента погодных рисков являются погодное страхование и погодные деривативы.


Выплаты по страховке производятся после того, как произошел инцидент. Можно представить ситуацию, когда ресторан теряет критическое число посетителей по субботам из-за снежных заносов. Тогда он может приобрести страховку, по которой страховая компания выплачивает оговоренную сумму в те из суббот, в которые толщина снежного покрова превышает 8,5 см. Особо креативные компании даже используют эту концепцию в качестве рекламного хода, вывешивая объявление: «Если на Новый год будет более 2 см снега, мы вернем вам деньги за все покупки, совершенные в последнюю неделю декабря!».


Выплаты по деривативам базируются на разнице между критическими показателями и фактическими погодными и реализуются по принципам «свопов» и «опционов». Один из вариантов – опцион put. Горнолыжный курорт и страховая компания договариваются о критическом показателе (например, в 200 см снега) и периоде времени (например, с ноября по март). При этом курорт выплачивает страховой компании $100 тыс. премии. Если в указанный период общее количество выпавших осадков будет меньше 200 см, за каждый недополученный сантиметр снега курорт получит компенсацию. Если же с погодой повезет и снега выпадет больше критической отметки, $100 тыс. премии останется у страховой компании.


Такие механизмы позволяют снизить риски в связи с неблагоприятной для бизнеса погодой и не потерять в прибыли.

Залишити відповідь