Говорит и показывает телефон

На Западе игроки сотового рынка заняты продвижением мобильного видео, украинские же только начинают задумываться о его коммерческой выгоде.


Мировой рынок мобильных услуг, судя по всему, находится в преддверии значительных структурных изменений. Причем аналитики однозначны: стоит ожидать повышения ориентации на высокотехнологичные интерактивные сервисы – прежде всего видеозвонки и прочие базирующиеся на потоковом видео услуги. По прогнозам Infonetics Research, выручка от видеосервисов подскочит с $46,2 млн. в 2005 г. до $5,6 млрд. – в 2009-м. Какие факторы будут стимулировать столь стремительный рост, и сумеют ли украинские игроки мобильного рынка ухватить свой кусок этого лакомого пирога?


Выжать по максимуму


По мнению Infonetics Research, сотовым операторам и производителям мобильных устройств предстоит решить целый ряд задач. Среди них – выбор стандартов связи, увеличение пропускной способности сетей, снижение энергопотребления мобильных устройств и удешевление мобильных сервисов.


Катализаторами роста сегмента мобильного видео сегодня являются четыре фактора.


Распространение современных сетей сотовой связи. Как показала практика, полноценная реализация видеоуслуг возможна исключительно в сетях третьего поколения (3G). Для перехода к данным стандартам существует несколько путей. Во-первых, за счет модернизации сетей GSM удается добиться скоростей, приемлемых для передачи потокового видео. Полученный на основе такого усовершенствования стандарт W-CDMA или UMTS обеспечивает максимальную скорость передачи данных в 384 кбит/с. Во-вторых, менее кардинальное усовершенствование сетей GSM называется EDGE и соответствует стандарту 2,5G. Теоретически его скорости должно быть достаточно для передачи потокового видео, хотя способность в полной мере реализовать доступ к видеоуслугам вызывает сомнение (заявленная скорость до 236 кбит/с на практике колеблется в пределах 100-120 кбит/с). И третий путь к сетям третьего поколения возможен благодаря усовершенствованию CDMA до стандарта CDMA2000 1x EV-DO. Эти сети обеспечивают скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с. К тому же данный стандарт достаточно просто модернизировать до еще больших скоростей (в ближайшие годы – до 200 Мбит/с).


Всего же, как отмечает Strategy Analytics, по состоянию на III квартал 2006 г. к 3G-сетям подключилось 413 млн. абонентов во всем мире. А к 2010 г. их количество возрастет до 1,181 млрд. и составит 41% от всех мобильных пользователей.


Стремительный рост рынка терминалов для 3G-сетей. По оценкам Strategy Analytics и Yankee Group, в 2005 г. общие поставки по всему миру соответствующих мобильных телефонов составили 191,6 млн. шт. В 2010 г. этот показатель возрастет до 582 млн. и составит 57% от общего числа поставок сотовых аппаратов. Стоит отметить, что поддержка потокового видео характерна для большинства телефонов, оснащенных фотокамерами. А это практически все устройства средней ценовой категории и выше. Что касается сетей третьего поколения, то всемирно известные производители отдают предпочтение поддержке сетей W-CDMA, а для стандарта CDMA2000 1x EV-DO телефоны изготавливают преимущественно азиатские производители, лидером среди которых в данном сегменте рынка является LG. Важно, что телефоны для этого стандарта отличаются меньшим энергопотреблением, что благоприятно скажется на распространении видеоуслуг, очень требовательных к энергии батарей.


Расширение спектра и качества контент-услуг. Одним из ярких свидетельств этого фактора является успех американского оператора Sprint/Nextel. Ему удалось заключить $600-миллионную сделку с Национальной футбольной лигой (NFL), согласно которой в течение пяти лет оператор в онлайн-режиме будет распространять лучшие эпизоды игр и сводки с матчей. Значительный прирост подписчиков на видеоуслуги был отмечен также операторами других стран во время Чемпионата мира по футболу-2006.


Интерес к потоковому видео со стороны рекламодателей. По данным Visiongain, в 2005-2009 гг. объем рынка мобильной рекламы в США и Европе вырастет с $225 млн. до 1 млрд. Частично это позволит решить проблему с финансированием мобильного видео. Это связано в первую очередь с тем, что начинает превалировать тенденция к бесплатному получению любого мобильного контента и многие мобильные сервисы выстраиваются по аналогии с «большим Интернетом», где постоянно растет количество безлимитных тарифных планов.


Вступительные титры


Между тем отечественный рынок мобильного видео сегодня находится лишь на старте. Хотя все ведущие украинские GSM-операторы ввели в своих сетях поддержку EDGE, основанные на потоковом видео сервисы еще не вышли за пределы премиум-класса. Такое мнение разделяет и Андрей Довгань, эксперт департамента по развитию продуктов и услуг компании UMC. По его словам, «стоимость подписки на услугу колеблется от 10 до 40 грн. в зависимости от срока подписки. А непосредственно для просмотра видео необходимо оплачивать GPRS/EDGE-трафик». Стоимость же его до 5 грн./МБ.


Существенное удешевление видеоуслуг возможно с появлением в Украине стандарта CDMA2000 1x EV-DO. О коммерческом запуске подобной сети в начале февраля объявила компания «Телесистемы Украины» (предоставляет услуги под брендом PEOPLEnet). В ее развитие компания уже инвестировала $180 млн. В течение года оператор планирует привлечь несколько сотен тысяч абонентов, развернув свои сети в Киеве, Днепропетровске и Одессе. К концу 2009 г. PEOPLEnet намерен предоставить услуги третьего поколения на территории, где проживает 79% населения Украины. Причем стоимость трафика в сетях должна составить лишь 0,1 грн./МБ. По словам генерального директора «Телесистем Украины» Виталия Ворожбита, основной аудиторией оператора в первое время станут те, кто нуждается в современных услугах беспроводной связи и в быстром интернет-доступе. Кстати, развертыванием CDMA2000 1x EV-DO также занимаются UMC и «Интертелеком», в то время как «Укртелеком» готовится к запуску сети W-CDMA.


Что же касается собственно контента, то на рынке наиболее востребованы небольшие ролики – до получаса. Компания UMC, в частности, ожидает скачка спроса на онлайн-телевидение уже во второй половине 2007 г., тогда как «Телесистемы Украины» пока не решили, на что будут делать ставку – на телевидение или другие сервисы. «Сейчас ведутся переговоры с контент-провайдерами, а для удешевления видеоуслуг, несомненно, придется привлекать рекламу», – говорит В. Ворожбит.


Неоднозначная ситуация складывается на нашем рынке и с терминалами для 3G. Если аппаратов с поддержкой W-CDMA более чем достаточно, то для CDMA2000 они в дефиците. «В Украине развитие потокового видео сдерживается недостатком терминалов, – сетует Сергей Базильский, генеральный директор компании ITC, предоставляющей услуги под брендом «CDMA Украина». – CDMA – совсем иная технология, чем та, на которой основан стандарт GSМ, в силу чего необходимо разрабатывать новые линейки телефонов и открывать сервисные центры. Ведущие мировые производители пока не стремятся работать с такими маленькими объемами, поэтому на территории Украины в основном представлены телефоны китайских, корейских и тайваньских призводителей. Ввоз, сертификация и дальнейшее обслуживание этих телефонов лежат на плечах операторов». Виталий Ворожбит в данном вопросе более оптимистичен: «Мы сами будем поставлять терминалы и сможем в полной мере обеспечить на них спрос. Уже подписаны прямые договора с компаниями LG и Motorola».


Несмотря на многочисленные барьеры, тренд быстрого развития рынка видеоуслуг может перекинуться на Украину уже в ближайшие годы. «В 2007 г. будет заложена основа для дальнейшего развития видеоуслуг в Украине, – отмечает г-н Ворожбит. – Рынок данных сервисов подобен нашему рынку сотовой связи на этапе ее появления. Немногие тогда верили в успешность мобильного бизнеса, поскольку стоимость этих услуг в то время была очень высокая». Еще одна причина роста видеосервисов – широкая популярность у нас телевидения. По данным «Сфера ТВ», некоторые телеканалы в конкретный момент времени регулярно собирают аудиторию более 10 млн. человек.

Залишити відповідь