Студенты – любимая аудитория для многих компаний. Ericsson сделала их частью выгодной для себя социально ответственной деятельности.
Компании, как правило, сотрудничают с вузами, когда хотят привлечь студентов в качестве стажеров и сотрудников. Кроме того, на ряде рынков ощущается острая нехватка специалистов по некоторым специальностям. Поэтому кое-кто (например, производители кондитерской продукции и пива, нуждающиеся в технологах, компании технической направленности и некоторые другие) даже инициирует введение нужных для себя дисциплин в учебную программу.
Украинское подразделение шведского телекоммуникационного гиганта Ericsson также имеет программу стажировки для студентов профильных вузов и тоже принимает их на работу. Но, помимо этого, компания уже три года подряд проводит среди них ежегодный конкурс. Проектная группа разрабатывает условия его проведения и занимается организацией. Выделяется призовой фонд (главный приз – 10 тыс. грн.). Налажено сотрудничество с партнером – издательским домом «СофтПресс», который предоставляет возможность подписаться на некоторые журналы. Также предусмотрены поощрительные призы – мобильные телефоны.
Подготовкой конкурса в «Ericsson Украина» занимается отдел коммуникаций. По мере необходимости привлекаются технические и другие специалисты. При составлении бюджета закладывается приблизительная рамочная стоимость того или иного проекта. Однако в ходе конкурса расходы на проект могут возрастать, если есть оправданная необходимость.
Зачем тогда нужен конкурс? Ведь многие другие компании, осознавая свою причастность к жизни общества и желая ее продемонстрировать, предпочитают выделять просто гранты за хорошее обучение, не отвлекая ресурсы на организацию чего-то подобного конкурсу.
Не в найме счастье
Заявленная цель конкурса – дать молодым людям новые знания и возможность применить их на практике, оценить свои идеи, попробовать силы.
Расмус Нордбью, генеральный директор «Ericsson Украина», отмечает: «Благодаря созданию своеобразного интерфейса для отношений с вузами Украины мы можем передавать молодым людям знания. А сверх того – помочь студентам ощутить, что с полученными знаниями они могут развивать тот или иной бизнес, уверить их в том, что это вообще возможно. Очень хотелось бы вдохновить их именно на будущие свершения. Я лично буду просто счастлив, если несколько человек заявят о подобных намерениях благодаря нашим программам».
При этом конкурсная программа не обязательно подразумевает найм участников, хотя при появлении определенных вакансий, отвечающих знаниям и опыту участников, кандидатуры победителей, разумеется, будут рассматриваться в приоритетном порядке. Однако конкурс носит больше образовательный характер. В частности, к проработке предлагаются темы по самым актуальным на текущий момент вопросам развития телекоммуникаций. В последние годы это вопросы контента и дополнительных услуг по передаче данных, которые более насущны для операторов связи, нежели для самой Ericsson.
Студенты строят репутацию компании
Конкурс студентов для Ericsson – это только часть программы корпоративной социальной ответственности компании (CSR, Corporate Social Responsibility). Соответственно цель компании – реализовать социально значимый проект, востребованный в том сообществе, где она существует. «Мы очень крупный поставщик телекоммуникационного оборудования и услуг. Как у заметного «гражданина» общества у нас, помимо основного бизнеса, есть и другие обязанности и ответственность», – говорит г-н Нордбью.
Сейчас многие компании – как международные, так и национальные – стремятся хорошо выглядеть в глазах общественности. Но нередко социально ответственная деятельность сводится к благотворительности. Эксперты в сфере PR утверждают, что это неправильно – ставить знак равенства между CSR и благотворительностью. Социально ответственная деятельность так или иначе должна соотноситься с бизнес-деятельностью компании. Тогда она становится для компании обоснованной, а деньги не тратятся зря. (Например, нефтяная компания может быть озабочена вопросом экологически чистого топлива.)
Конкурс студентов позволяет создавать правильный имидж компании, ведь компания делится с учащимися опытом и знаниями, предоставляет к решению реальные бизнес-задачи. «Это тот тип отношений, в котором мы хотели бы, чтобы нас видели», – утверждает Р. Нордбью.
Путь к сердцу госструктур
Проводя конкурс студентов, Ericsson имеет возможность строить отношения с двумя очень важными для себя контактными группами – представителями студенческой среды и государством. Так, представители первой группы получают положительное впечатление от компании. С этим впечатлением студенты выходят на рынок труда, помогая тем самым компании формировать репутацию на нем. О конкурсе знают по всей стране. Помимо традиционных участников – студентов таких вузов, как Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Госуниверситет информационно-коммуникационных технологий, Донецкий национальный технический университет, Национальный технический университет Украины КПИ и других, на конкурс подают работы студенты непрофильных учебных заведений. Например, Восточноукраинского национального университета им. В. Даля (Луганск), Одесской национальной академии холода и Киевского национального университета строительства и архитектуры. «Эти ребята не просто участвуют, а занимают призовые места, и это еще раз подтверждает тот факт, что молодое поколение активно интересуется вопросами высоких технологий и отслеживает последние тенденции на рынке связи», – комментирует происходящее руководитель отдела коммуникаций «Ericsson Украина» Наталья Пилипенко.
Вторая контактная группа – госорганы. Конкурс помогает компании укреплять отношения с Минтранспорта и связи, Госдепартаментом телекоммуникаций и информатизации, что в Украине для Ericsson очень важно.
Одно из стратегических направлений работы компании – предоставление решений для госсектора (которые связаны с организацией единой службы спасения или с национальной безопасностью, к примеру, системы контроля границ). В Украине компания пока мало известна в этой роли, и ей еще предстоит упрочить бизнес-отношения с госсектором. На данный момент и конкурс, и другие программы рассматриваются как важный шаг в построении отношений с госорганами. «Мы ведь конкретными действиями показываем, что хотим быть активными членами телекоммуникационного сообщества страны», – резюмирует г-н Нордбью.
Работы студентов – хороший бизнес-план «Ericsson Украина» каждый год задает для конкурса студентов разные темы. В первый раз, в 2004 г., нужно было создать приложение для мобильных телефонов на платформе Java. Во второй – разработать мобильный портал, наполнив его коммерчески обоснованными услугами. В третий – предложить оригинальную идею мультимедийного приложения на основе протокола SIP. В каждом случае выбираются темы, отвечающие наиболее важным современным тенденциям. Например, мультимедийные услуги позволяют подчеркнуть индивидуальность пользователей мобильных телефонов и PC-терминалов и именно в этой роли становятся все более популярными. Требования к работам фактически подразумевают разработку эффективного бизнес-плана и включают: Студентам – бесплатно то, что партнерам – за деньги «Ericsson Украина» открыла студентам Госуниверситета информационно-коммуникационных технологий доступ к своему образовательному интернет-порталу. На сегодняшний день они могут пройти 15 специализированных телекоммуникационных курсов, которые для клиентов компании являются коммерческим предложением. Ericsson рассматривает эту инициативу как вклад в построение университета будущего, где очень важным элементом будет электронное обучение. Кроме того, портал позволяет упрочить прямые контакты с университетским миром. Студенты могут пройти курсы с целью обучения, но не для создания или развития бизнеса. При этом отношения компании с ними и вузами строятся исключительно на доверии.
• оригинальность и инновационность идеи и исполнения, обеспечивающие потенциал сервиса;
• четкую ориентированность на определенный сегмент пользователей в одном из регионов Украины с описанием особенностей региона.