В фокусе

Рекламный рынок


Не каждый рекламодатель угонится за телевизионными расценками
По данным Gfk Ukraine, в прошлом году телеканал «Интер» собрал около четверти телевизионных рекламных бюджетов. Близко к лидеру стоит «Студия 1+1», которая заняла 22% рынка. Совокупная доля телеканалов медиахолдинга Виктора Пинчука («Новый канал», ICTV и СТБ) составила 26,6%.


Наиболее активным рекламодателем была Procter&Gamble. Среди других крупных рекламодателей, вкладывающих средства в телеэфир, – Schwarzkopf&Henkel, Unilever и Benckiser, UMC, «Киевстар», Nestle и Kraft Foods.


По данным компании Cortex, объем рынка телевизионной рекламы в прошлом году составил $370 млн., что на 46% выше показателей 2005 г. (Всеукраинская рекламная коалиция говорит о $390 млн.) В нынешнем году рынок соберет $462 млн., то есть вырастет еще на 25%. Один из факторов его роста – медиаинфляция. Экспертные оценки медиаинфляции на текущий год сильно разнятся: от 30-40% до 50% или даже 70% (последняя цифра маловероятна, так как даже крупным рекламодателям такое взвинчивание цен может прийтись не по карману). В Европе данный показатель находится на уровне 5-10% в год.


Исследование


Позиции IT-услуг пока слабы
IDC обнародовала результаты исследования украинского IT-рынка в 2006 г. Его емкость – почти $2,2 млрд., при этом рост составил 28%. Динамика роста на уровне 20% сохранится еще 3-4 года. Высокие показатели роста, как правило, связаны с низкой развитостью рынка. В структуре расходов на информационные технологии основная доля в Украине приходится на оборудование – около 80%.


Рост рынка ПК составил 44% (в количественном выражении), а в 2007 г. этот показатель планируется на уровне 30% – до 2 млн. ед. При этом ожидается, что на ноутбуки придется около 25% продаж.


В сегменте серверов А-бренды смогли увеличить долю с 30% до 51%, в сегменте десктопов позиции мировых производителей значительно хуже: их доля составляет немногим более 2%.


Сегмент IT-услуг вырос на 22%. Но его доля в общей структуре рынка еще далека от показателей развитых европейских стран. По данным исследования, украинцы все больше ценят передовые технические устройства. В сегменте цифровых камер в IV квартале 2006 г. 70% отдали предпочтение 6- и 7-мегапиксельным камерам. А рост продаж многофункциональных устройств составил 52% на фоне снижения объемов поставок принтеров на 9%.


Слияния и поглощения


Украинский Интернет прирастает иностранными инвесторами

Слева направо: директор  по  маркетингу – Алексей Чуксин, технический директор Юрий Логвинов и глава правления интернет-компании «МЕТА» Юрий Назаров.

«Мета», один из крупнейших украинских интернет-порталов, сменил стратегического инвестора. (По данным представителей портала, его ежемесячная аудитория – 1,5 млн. украинцев, и информационно-поисковая система обрабатывает более 5 млн. запросов.) SigmaBleyzer продала контрольный пакет акций инвестиционной группе «Русские фонды» и фонду Digital Sky Technologies. Обе компании имеют опыт инвестирования в интернет-проекты (Rambler и Mail.Ru). «Рынок недооценен и недофинансирован. Думаем, сделка с покупкой доли «Мета» будет знаковой, и это только начало процесса активного инвестирования в интернет-отрасль Украины», – убежден председатель правления интернет-компании «Мета» Юрий Назаров.


Инвесторы отмечают, что благодаря тому, что это единственная национальная информационно-поисковая система Украины, она во всем мире может быть представлена как универсальный проводник по украинским интернет-ресурсам.


О своевременности инвестиций может говорить тот факт, что отечественная интернет-аудитория увеличивается на 50% в год и в текущем году достигнет 5-6 млн. пользователей. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, рост объема рынка интернет-рекламы в 2006 г. – 150% ($6 млн.). Сейчас число рекламодателей, размещающих сообщения на украинских сайтах, – около 2 тыс. Продажи рекламы на портале «Мета» (по данным компании) в 2006 г. составили около $1 млн. С 2004 г. «Мета» вышла на уровень самоокупаемости.


Экспансия


Украинскую розницу потрясут французы, немцы, россияне…
Auchan, французская сеть розничной торговли, вступила в партнерство с сетью «Фуршет». Самостоятельно выйти на украинский рынок компания, видимо, так и не смогла. Свой первый гипермаркет французы обещают открыть в конце 2007 г., еще три – в 2008 г. Кроме того, в планах – развитие торгово-развлекательных центров, в каждом из которых будет расположен либо гипермаркет Auchan, либо «Фуршет».


Изменения на рынке – неизбежны. Ведь Auchan – одна из крупнейших мировых сетей гипермаркетов, которая намерена «ударить по ценам» в нашей стране. По словам представителей французской стороны, будут использованы внутренние резервы и минимальная маржа, а также станут отбираться особенно привлекательные по цене предложения от поставщиков.


«На сегодняшний день в Украине наиболее освоен формат супермаркета и магазина у дома. Гипермаркеты пока покрывают около 5% от общих потребностей рынка страны в данном формате, – говорит Александр Прядухин, операционный директор сети «Велика кишеня». – Ситуацию на украинском рынке продовольственного ритейла на данном этапе можно охарактеризовать как «формирование конкуренции». Однако вполне вероятно, что в ближайшие пять лет ситуация может во многом измениться – 3-5 ведущих торговых сетей смогут консолидировать в своих руках более 50% рынка, и тогда конкуренция между ними обострится».


Напомним, о планах выхода на отечественный рынок гипермаркетов недавно заявили немецкая Real и российские «О’Кей» и «Мосмарт». Кстати, развитием направления ритейла (правда, пока не в формате гипермаркетов) озабочена СКМ, которая уже начала открывать продуктовые магазины в Донецке.

Залишити відповідь