Петр Порошенко, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Укрпроминвест»:
– В случае серьезного усиления влияния таких политических сил, как «Союз правых сил», бизнес в России станет более прозрачным, а инвестиционный климат – более защищенным. Экономические законы будут соответствовать общемировой практике, и это вызовет, безусловно, очень серьезное оживление в экономике. В то же время Россия – страна, где царит самодержавие. В России сегодня основная власть сконцентрирована не в Думе, а в руках президента. И ключевым определением будет являться позиция по выборам президента весной 2004 г.
Россия сегодня очень прагматично подходит к взаимоотношениям с Украиной. Мы видим это на практике: исключаются товары из свободной торговли, ограничивается доступ украинского производства на российский рынок, не ратифицируется соглашение о свободной торговли. И к сожалению, такое отношение к Украине сохранится. Наше стремление к расширению торгового сотрудничества с Россией будет наталкиваться на жесткий прагматизм.
Людмила Мусина, заместитель министра экономики и по вопросам европейской интеграции:
– Украинский бизнес, работающий в России, и российский бизнес, работающий в Украине, уже давно выстроили свои взаимоотношения и им все равно, как пройдут парламентские выборы. Это не будет играть определяющей роли и для нашей экономики в целом. Отечественная экономика многовекторна, у нас рынки сбыта не только в России, но также в Европе и других странах мира.
Вместе с тем проблема Тузлы нам показала, что отношения между нашими странами в дальнейшем будут очень прагматичными. У каждого из нас на первом месте национальные интересы. Думаю, это будет способствовать повышению конкурентоспособности наших экономик и станет основой для дальнейшего экономического роста.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– Изменения могут коснуться российских компаний, работающих на украинском рынке. Но связаны они будут не с парламентскими выборами, а с тем, что меняется модель взаимоотношений российского бизнеса и власти. Теперь президент России будет определять, в какой мере российские компании выражают национальные интересы, а в какой – узкокорпоративные. Все компании будут построены в ряд, и всем им дадут определенные инструкции по поводу моделей экономических взаимоотношений и их сочетания с государственными интересами. В каждую компанию, скажем, на должность вице-президента, заместителя директора назначат «своего комиссара» (генерала или полковника), исполняющего роль «ока государева».
Государственная политика России в Украине будет направлена на расширение экономического присутствия частных компаний, и приток российских инвестиций в украинскую экономику станет постоянно возрастать. В то же время эта политика уже осуществляется, и она определяется не парламентом, а президентом России. А потому парламентские выборы не внесут серьезных изменений в экономические отношения наших стран.
Александр Фельдман, народный депутат Украины:
– Никаких принципиальных изменений в экономических отношениях Украины и России в связи с парламентскими выборами в РФ не произойдет. Внешнеэкономическую политику в России вырабатывает президент, а не Госдума. После того как улягутся страсти, связанные с выборами, мы вместе с депутатами нового состава Госдумы должны плотно поработать над гармонизацией украинского и российского законодательства в экономической сфере. Деловые круги Украины и России заинтересованы в том, чтобы снять политическую напряженность в отношениях между нашими странами, возникшую в связи с Тузлой.
На перспективы экономического развития наших стран в большей степени повлияют президентские выборы в Украине, чем парламентские в России. В Российской Федерации политическая система стабильна, поскольку серьезных конкурентов у Путина и его партии нет. Все это благотворно отражается на инвестиционном климате РФ. А вот в Украине в связи с приближением президентских выборов ситуация будет нестабильной. И те российские компании, которые у нас работают, или собираются начать работу, могут попридержать свои бизнес-проекты до конца 2004 года.
Юлия Тимошенко, народный депутат Украины:
– Україна i Росiя просто приреченi на побудову нормальних економiчних вiдносин. Для нас iншого шляху не iснує. Я думаю, що вiд того, як пройдуть парламентськi вибори в Росiї, нiчого не залежить. Менi здається, що полiтичнi команди, якi сьогоднi при владi, при нiй залишаться i пiсля виборiв. I тому ми будемо спостерiгати те, що спостерiгаємо зараз. ёдине, чого б менi хотiлося, щоб нашi економiчнi стосунки будувалися не на розподiлi власностi України мiж певними українськими чи росiйськими кланами. А все ж таки на тому, щоб нашi держави вiдроджувалися економiчно, щоб набували бiльш цивiлiзованих економiчних бачень.
Безумовно, нашi економiчнi стосунки з Росiєю повиннi бути серйозно оздоровленi.
Змiни на краще можуть вiдбутися тiльки у разi позитивного результату президентських виборiв в Українi. Тодi нашi стосунки набудуть якiсно нового значення. А доки залишаються старi полiтичнi елiти при владi, на серйознi змiни сподiватися важко.
Виктор Небоженко, политолог:
– В экономических отношениях между Украиной и Россией произойдут резкие изменения. Россия станет еще более прагматичной по отношению к нам. Украине вспомнят многочисленные большие и маленькие долги в газовом секторе. Кроме того, арест Ходорковского и разгром «Юкоса» говорит о том, что, вполне возможно, в Украину «хлынут» деньги, которым «неуютно» в России. И активное участие русских в приватизационных процессах Украины будет новой составляющей наших экономических отношений.
Владимир Сивкович, народный депутат Украины:
– Парламентские выборы в России, на мой взгляд, не приведут к какой-то нестабильности или, скажем, к каким-либо существенным изменениям в России или Украине. Основные политические силы, такие как блок «Единство», коммунисты, «Яблоко», останутся в парламенте. Все прогнозируемо и понятно. Я не думаю, что выборы принесут радикальные изменения для российского бизнеса. С другой стороны, еще более глубокое структурирование парламента может потенциально улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации, отчего выиграют и украинские компании, работающие там. Экономики наших стран очень взаимосвязаны. Чем больше порядка в России, тем легче работать бизнесу в Украине.
Андрей Деркач, народный депутат Украины:
– Выборы в России не повлияют кардинально на наши экономические взаимоотношения и инвестиционный климат в России, потому что ее стратегический курс уже определен. Из тех рейтингов, которые подаются в российской прессе, видно будущий состав Государственной думы. Кроме того, в России существует балансирующий механизм – Совет Федерации. Будущее наших экономических взаимоотношений с Россией станет определяться исходя из договоренностей в рамках ЕЭП. И главным вопросом здесь будут не выборы в России, а насколько изменится позиция Украины по отношению к экономическому пространству. И какую модель экономического развития Украина разработает сама, не дожидаясь предложений со стороны.
Владимир Бойко, народный депутат Украины, глава правления ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича»:
– Думаю, что в России проголосуют за партию «Единая Россия», поэтому экономическая ситуация в целом будет стабильной. Полагаю, после парламентских выборов в России наши страны станут вести согласованную экономическую политику на всех уровнях. Лучшего для Украины стратегического партнера, чем Россия, нет. Это должны понимать в правительствах обеих стран.
Григорий Дашутин, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Укрросметалл»:
– За последние двенадцать лет мы видим ухудшение экономических взаимоотношений между нашими государствами. Товарооборот между Россией и Украиной продолжает падать. И в ближайшем будущем эти тенденции сохранятся.
После Тузлы вообще исчезло понятие «два братских государства». А потому об экономической интеграции наших стран придется разговаривать в жестких международных условиях, а не на основе переговоров двух братских народов, как раньше.
Валерий Пустовойтенко, народный депутат Украины, экс-премьер-министр:
– Отношения между нашими странами останутся стабильными. Мы сами должны отработать политику, тактику, стратегию и поведение во взаимоотношениях с Россией. Нам нужна четкая экономическая программа на 5-10 лет вперед для того, чтобы реализовать комплекс вопросов экономического характера между нашими государствами. Самое главное то, что в России остается президентом Владимир Путин.