Жизнь после IPO

На IPO стоит идти, когда все другие возможности привлечения заемного капитала использованы.
Такой совет украинским компаниям дает гуру по вопросам Investor Relations и Financial PR.


Миранда Лейн:
«Многие украинские компании были убеждены инвестбанками и консультантами делать IPO. Но им не до конца объяснили всю сложность этого процесса».


Oроцессе подготовки к IPO написано и сказано столько, что у компаний может создаться ложное впечатление: самое трудное – это выйти на биржу. Инвестиционные банки, аудиторы и юридические фирмы активно пропагандируют IPO, умалчивая, что главные трудности для компании начинаются именно после продажи своих акций. Инвесторы будут пристально следить за компанией, а консультанты, ответственные за организацию общения с ними (IR), стоят не меньше, чем те, кто сопровождал ее при выходе на биржу. Об особенностях жизни компании после IPO в эксклюзивном интервью читателям «&» рассказывает Миранда Лейн, консультант мирового уровня по вопросам Investor Relations и Financial PR и управляющий директор компании FinanceTalking (Лондон). В середине марта нынешнего года Миранда Лейн по приглашению AvantCapital впервые провела профессиональный обучающий тренинг для топ-менеджеров украинских компаний «Построение успешных отношений с инвесторами на глобальных финансовых рынках».


Г-жа Лейн, какую ключевую информацию компании придется раскрывать после IPO?
Все значительные трансакции, проводимые компанией (продажи и приобретения), должны быть объяснены рынку. Чем крупные суммы вовлечены, тем больший объем информации должен быть раскрыт. В феврале текущего года вошли в силу новые правила на AIM – самой популярной сегодня площадке среди украинских компаний по публичному размещению акций. Среди них есть изменения относительно степени раскрытия информации публичной компанией. В частности, сайт компании теперь должен содержать имена и биографии директоров, страну, в которой происходит основная деятельность компании, имена основных акционеров. Также должны обнародоваться последние годовой и полугодовой отчеты, все публикации, предназначенные для акционеров за последние 12 месяцев, детали об основных консультантах, обслуживающих компанию.


Требования биржи содержат четкие определения того, какие события в компании влияют на основные показатели, интересующие инвесторов, и обязанность организации сообщать о таких событиях. Если достигнутые по итогам года цифры отличаются от прогнозов более чем на 10%, то компания должна согласно законодательству выступить с объяснениями в своем годовом отчете.


Обязана ли компания объяснять данную информацию только акционерам?
Основные группы, за взаимоотношения с которыми отвечает IR: кредиторы, существующие и потенциальные акционеры, аналитики и финансовая пресса. IR для кредиторов (debt IR) имеет некоторые отличия от IR для акционеров и аналитиков рынка акций. Кредиторы чаще всего предоставляют капитал по фиксированной ставке, так что если компания увеличивает уровень риска, кредиторы не получают свою премию. Поэтому они заинтересованы в уменьшении рисков, а акционеры – в увеличении рисков, поскольку это может повысить доходность. Кредиторов больше интересует денежный поток, тогда как аналитиков рынка и акционеров – чистая прибыль. Кредиторы интересуются параметрами прежде всего конкретного займа, например, выпуска облигаций, в то время как аналитики рынка акций будут интересоваться компанией в целом. Любая информация о компании будет им интересна.


Особое внимание следует уделить аналитикам. Обязанность аналитиков сообщать рынку свои прогнозы по анализируемым ими компаниям на три года, а обязанность компании – выступить со своим заявлением, если она считает, что эти прогнозы нереальны. Аналитики со стороны продавца (sell side analyst) обязаны публиковать свои расчеты. Средняя ожидаемая доходность компании называется консенсус по ожиданиям рынка (market expectations). Если этот прогноз слишком отличается от того, который предполагается в компании, то IR обязаны вмешаться.


Из нашей практики можно определить основные показатели, которые часто бывают не так поняты аналитиками: валюта баланса; за счет продажи каких продуктов получен основной доход; ставка амортизации; структура затрат; средняя ставка заемного капитала; эффективная ставка налогообложения; количество привелигированных акций или наличие конвертируемых облигаций. Исправить эти ошибки чаще всего возможно, не открывая дополнительную информацию, а только давая ссылки на ту информацию, которая уже есть в открытом доступе. Выявление и исправление таких ошибок – задача IR.


Но для того чтобы выявить такие ошибки, специалисты IR должны понимать, что стоит за финансовыми показателями. Накладывает ли данный факт какие-то особые требования к кандидатам на эту роль?
Для таких специалистов самое главное – качественное финансовое образование. Коммуникативные навыки находятся на втором месте. Их основные задачи: идентифицировать те моменты в работе компании, которые могут быть неправильно поняты, организовывать встречи с аналитиками, специализирующимися в вашей отрасли, с уже существующими и потенциальными инвесторами, информировать их о темпах роста, качестве этого роста и рисках. Также IR-специалисты должны следить за основными исследованиями в отрасли и сообщать всем вышеперечисленным группам, чтобы они осознавали потенциал данной отрасли, то есть это должны быть очень грамотные специалисты, которые соответственно и стоят недешево.


Но проблема IPO не только в том, что рынок следит за каждым вашим шагом. Есть и другие многочисленные недостатки. Например, ваши акции могут скупать с целью недружественного поглощения, вам нужно будет соответствовать ожиданиям рынка по финансовым показателям, обеспечивать постоянный рост, что в некоторых отраслях экономики невозможно в принципе.


Какие отрасли, по вашему мнению, наиболее не приемлемы для выхода на публичный рынок?
Те, которые не растут впечатляющими темпами. Например, водораспределительные компании. Они владеют трубами, по которым вода доставляется в дома. Каким образом они могут демонстрировать бурные темпы роста? Например, скупая предприятия в других отраслях. Но управление компаниями в иных, пусть даже смежных отраслях, не является их специализацией. Они умеют доставлять воду, у них есть инженеры и техники именно для этого вида деятельности. Для того чтобы понравиться публике, им придется заниматься не своим делом, что, конечно, сильно рискованно.


При рассмотрении целесообразности использования инструмента IPO стоит учитывать не только этот факт, а смотреть намного шире. Дело в том, что, по моему мнению, многие украинские компании были убеждены инвестиционными банками и консультантами делать IPO, не до конца понимая всей сложности этого процесса. И если сам процесс выхода на биржу благодаря консультантам еще понятен, то о всех трудностях после IPO очень часто ими умалчивается. Действительно, при помощи четко определенных требований бирж IPO выглядит, как несложный процесс привлечения средств, но это не всегда самый лучший способ привлечения капитала. Главное, что должны понять руководители компаний: IPO – очень нелегкий процесс, он требует не только высокой степени отдачи времени топ-менеджеров, материальных затрат (как во время выхода, так и после него), но и глубокой уверенности в том, что выход на фондовую биржу – это именно то, что нужно компании. Я думаю, важно, чтобы компания сначала рассмотрела все альтернативные возможности привлечения капитала – банковские кредиты, облигации, привлечение фондов частных инвестиций (как шаг, приближающий к IPO). Если идти по пути привлечения заемного капитала, то можно сохранить контроль собственника над предприятием или можно привлечь активного и полезного собственника, как, например, фонды. Главное – нельзя недооценивать, каким испытаниям подвергнется компания, становясь публичной, а также понимать, что на IPO стоит идти, когда все другие возможности финансирования использованы.


Кстати, покинуть биржу также стоит недешево. К сожалению, невозможно сказать, сколько будет стоить компании желание уйти с рынка. Стоимость делистинга обычно рассчитывается не как фиксированная, а в зависимости от параметров проекта. Как правило, придется заплатить премию сверх цены акций на бирже.


Как в таком случае компании изначально строить отношения с инвестиционным банком, чтобы облегчить себе жизнь после IPO?
Инвестиционные банки заинтересованы в первую очередь в получении своей комиссии. Учитывая, что они получают процент от привлеченного компанией капитала, банки очень часто пытаются разместить акции компании по более высокой цене. Что будет с компанией после IPO – проблемы самой компании. И если ее акции упадут (в том числе именно вследствие первоначальной переоценки), то никакой ответственности инвестиционный банк не несет. Поэтому стоит выбирать не тот банк, который вам предлагает наивысшую цену компании, а тот, который предлагает реальную. Но для этого компания должна сама представлять, сколько же она реально стоит. Здесь можно доверять только собственным оценкам. Я считаю, что наиболее подходящий метод оценки – метод дисконтированных денежных потоков. Поток рассчитывается на несколько лет, предоставляя долгосрочную перспективу, то есть исключительные взлеты и падения нивелируются, как и различия в финансовом учете разных компаний. Конечно, этот метод основан на предположениях и прогнозах. Например, рынок мобильных телефонов стал зрелым и перестал показывать экстраординарные темпы роста намного раньше, чем ожидали многие аналитики.


В целом к договору со спонсором следует подойти очень серьезно. Вы его нанимаете и поэтому должны четко написать, что он должен сделать. Недовольство работой спонсора – типичная ситуация, которая происходит прежде всего потому, что компании не определили свои ожидания от этого процесса. Очень важно перед IPO обсудить, какой тип инвесторов планирует привлечь компания (или какой способна привлечь). Во время роуд-шоу представители компании должны собирать визитные карточки и создавать собственную систему контактов. После выхода на биржу компании необходимо постоянно анализировать, какие инвесторы покупают акции компании. Такие исследования должны проходить на регулярной основе, например раз в год.


Есть ли тип инвесторов, на отношения с которым стоит обратить особое внимание?
На финансовом рынке работают несколько видов инвесторов, все они имеют различные стратегии и тактики инвестирования, к каждому из них нужен свой подход. Обратите внимание на хедж-фонды – о них говорят как о краткосрочных инвесторах, которые зарабатывают на колебаниях акций. Нужно учесть, что они очень влиятельны, и за ними обычно наблюдают другие группы инвесторов. Даже если они не являются вашей целевой аудиторией, никогда не игнорируйте их. Помните, фонды очень отличаются друг от друга, поэтому расследуйте особенности того фонда, который заинтересовался вами, спросите, на чем они основывают свои выводы – на математических расчетах или, может, на основе общения с менеджментом. Меньше всего они будут спрашивать вас о корпоративном управлении, только если это можно использовать как оружие. Больше всего их интересует доходность акций. Встречи с представителями хедж-фондов могут оказаться полезными, так как они нанимают лучших управляющих активами. А идеи, которые они предлагают, могут быть как провокационными, так и интересными.


Как можно оценить эффективность работы IR?
Прямых показателей нет. Есть косвенные, на которые влияет IR – волатильность акций, их ликвидность, количество упоминаний вашей компании аналитиками и прессой. Можно оценивать все отзывы о компании, разделив их на три группы: инвесторы, аналитики, пресса.


Важно правильно поставить цели перед IR: достичь реалистичной оценки рынком акций компании, повышать привлекательность акций и облигаций компании для инвестиций, доступно объясняя характеристики данной инвестиции (дивидендная политика, обратный выкуп акций, дробление акций). Эти характеристики важны для инвесторов, так как они рассматривают доходность акций (total shartholder return – TSR) как дивиденды плюс увеличение капитала за счет роста стоимости акций.


Все это создаст благоприятную почву для будущих привлечений капитала компанией, поможет обеспечить соответствие правовым нормам, которые призваны защищать инвесторов, снижать стоимость капитала, уменьшая рисковый коэффициент (волатильность/риски).


Какие основные ошибки совершают компании при общении с теми, кто их оценивает, и как их избежать?
Часто компании воспринимают собственный капитал как бесплатный. Финансисты знают, что это не так. Нужно быть готовыми к тому, что аналитики захотят подробно обсудить стоимость капитала – как заемного, так и собственного, объяснить, почему данная структура капитала рассматривается как оптимальная и подходящая в рамках увеличения благосостояния акционеров. Не игнорируйте прессу: если журналисты не получат историю от вас, они найдут ее в другом месте. Но тогда вы потеряете возможность исправить неточности. Конечно, плохие новости вызывают больше интереса, чем хорошие. Персоналу следует запретить высказываться на темы, связанные с компанией, если их имен нет в списке спикеров. Кстати, кроме списка спикеров, должен быть составлен и список инсайдеров, то есть всех тех, кто имеет доступ к конфиденциальной информации. Это не только служащие компании, но и консультанты, временно привлеченные специалисты. Такой список содержит имена людей, владеющих информацией, причины, по которым они получили такой доступ, и даты, когда они были включены в этот список.
Отдел IR может быть подчинен CFO, CEO или совету директоров, но я считаю, что логичнее его подчинить финансовому директору, так как график встреч с инвесторами тесно связан с графиком публикации финансовой отчетности в компании. Определяя функции IR в организации, необходимо поставить и зафиксировать задачи для каждого специалиста в компании, который будет вовлечен в эту область деятельности, а также назначить уполномоченных лиц, которые будут давать комментарии. Необходимо обозначить и вопросы, которые выбранные лица могут комментировать. Все, кто уполномочен делать заявления от лица компании, должны знать, какая информация влияет на курс акций, а к какой рынок равнодушен. Также недопустимо молчание в кризисные моменты. Ситуации из ряда вон выходящие требуют как минимум удвоения усилий IR: кризис-менеджмент также входит в обязанности этого отдела.


Следующий важный момент – IR не может заменить общение инвесторов с руководством. Весьма желательно свободное владение английским языком кого-нибудь из топ-менеджеров, чтобы проводить презентации для инвесторов. Самая распространенная ошибка руководителей на встречах с инвесторами – долго говорить о своем продукте. Инвесторов интересуют не особенности вашего технологического процесса, а стратегия, перспективы развития вашего рынка и сколько они на этом заработают.







Ближе к инвесторам
Только 7% продаж финской компании Nokia приходится на американский рынок, но 40% всех инвесторов компании находятся в Америке. Как следствие, команда топ-менеджмента состоит из 11 человек, из них 4 человека, в том числе и финансовый директор, постоянно находятся в Нью-Йорке.







Главные черты IR



  1. Доступность.

  2. Близость к руководству.

  3. Открытость.

Источник: FinanceTalking.

Залишити відповідь