В фокусе

«Наибольший урон от эксперимента – потерянный год и снижение интереса бизнеса к прекрасной идее».
Петр Семерей, член Национальной комиссии по вопросам регулирования связи об экспериментальном проекте внедрения цифрового телевидения в Киеве


Партнерство


Каждому кинотеатру свое время
IMAX (канадский производитель оборудования для показа широкоформатных фильмов в новом для Украины формате 3D) выходит на украинский рынок через локального партнера. Лицензию на развитие сети кинотеатров IMAX получила кинокомпания «Триумф», один из собственников которой – Федор Шпиг, основатель банков «Аваль» и «Престиж».

На данный момент между компаниями заключено соглашение об открытии в стране двух кинотеатров (в декабре нынешнего года в Киеве и в начале следующего – в Харькове или Одессе). Инвестиции в один зал IMAX схожи с инвестициями в строительство мультиплекса среднего размера. Окупить первый кинотеатр «Триумф» рассчитывает через три года.


Оптимальным местом для открытия кинотеатра нового формата являются развлекательно-торговые центры (РТЦ), введение в эксплуатацию которых сейчас активно продвигается. Но есть целый ряд ограничений для развития данного направления. IMAX нужны очень большие экраны, которые можно установить не в каждом РТЦ. Это значит, что вести переговоры с девелоперами о размещении кинотеатра нужно еще на стадии проектирования здания. В «Триумфе» полагают, что после запуска первого проекта девелоперы будут более охотно соглашаться на нужные изменения, нежели сейчас. Кроме того, до сих пор ограничено количество фильмов в формате 3D. Надежду на улучшение ситуации дает то, что IMAX в прошлом году представил технологию перевода пленочного фильма в этот формат.


В мире проекты IMAX в основном успешны. По данным «Триумф», 25% – чрезвычайно прибыльны, 60% – хорошо работают и только 15% по разным причинам закрываются.


Экспансия


Мировой разум – в Украине
На украинский рынок официально вышли сразу два из трех мировых лидера стратегического консалтинга – компании Bain & Company и BCG (Boston Consulting Group). О планах открыть офис в Украине пока ничего не заявила лишь McKinsey.


Bain & Company (открывшая российский офис одновременно с украинским) основана в 1973 г., имеет 35 офисов в 23 странах. BCG основана в 1963 г., имеет 64 представительства в 38 странах.


Обе компании давно работают с клиентами в Украине, но до сих пор координировали работу из офисов в других странах. «За последний год количество проектов, проведенных BCG в Украине, выросло втрое. С учетом роста инвестиций такая положительная динамика должна сохраниться и в будущем: рынок стратегического консалтинга в Украине будет расти на 50-100% ежегодно, – объясняет логику происходящего Штефан Дертниг, председатель BCG Россия и Украина. – Лидеры бизнеса СНГ в поисках компетентного менеджмента хорошо поняли, что привлечение опытных консультантов сэкономит массу времени, усилий и позволит избежать тех ошибок, через которые прошли западные страны».

Обе компании будут обслуживать как международные, так и локальные компании. Майкл де Чиллери, партнер Bain в СНГ: «На протяжении последних пяти лет увеличивается число украинских и российских компаний, работающих по хорошо отлаженным управленческим и организационным схемам. Некоторым западным игрокам приходится адаптировать свои стратегии и менять операционные процессы, чтобы догнать украинских или российских конкурентов. Это отличное время для работы консультантов».


Есть надежда, что приход консультантов положительно отразится на украинском рынке, так как они имеют опыт работы по повышению стоимости бизнеса клиентов. К примеру, в США за последние несколько лет акции клиентов Bain выросли примерно в четыре раза больше, чем в среднем у компаний S&P 500.


Исследования


Рынок замедляется
Компании AVentures Group и «Евросеть» обнародовали результаты исследования рынка мобильных терминалов. По данным AVentures, в I квартале 2007 г. было продано 1,5 млн. мобильных устройств на сумму $268 млн., что на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Данные «Евросети» чуть оптимистичнее: продажи сократились на 10% по количественному показателю и почти не изменились по денежному. Как сообщают в компании, было продано 2,16 млн. сотовых телефонов на сумму $400 млн.


Впервые купленные пользователем терминалы занимают все меньшую долю в структуре продаж, а процесс развития новых стандартов мобильной связи идет медленнее, чем ожидалось. При этом на долю дешевых телефонов (менее $130) пришлось около 43% всех продаж (по информации «Евросети» – 45%), что на 22% ниже, чем в прошлом году. Доля среднего сегмента ($130-300) выросла на 17%, дорогого – почти вдвое, до 12%.


Востребованные телефоны снабжены MP3-плеером (61% продаж), Bluetooth (59%) и встроенным слотом для расширения памяти (49%). Наблюдается тенденция увеличения доли терминалов с поддержкой стандарта UMTS – с 1 до 13%.

По данным «Евросети», лидерами рынка по количеству проданных терминалов являются Samsung и Nokiа с долями 35 и 32% соответственно, далее идут Sony Ericsson (15%), Siemens (7%), Motorola (5%), LG (3%), Fly (2%).


Глобальная экономика


Миру грозит волна «тонких понятий» и протекционизма
Бизнес-школа IMD (Швейцария) обнародовала ежегодный рейтинг конкурентоспособности экономик мира. В исследовании проанализированы 55 экономик по 232 критериям, сгруппированным по четырем категориям: темпы развития экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и инфраструктура. В ежегодном отчете, публикуемом с 1989 г., впервые учтен потенциал компаний, чтобы догнать лидера – США. Украина в рейтинге 46-я. Но она находится в списке тех, кто все же догоняет лидера. Отрицательная динамика данного показателя – у 15 стран, в том числе наиболее ярко выраженная – у Болгарии. В этой группе находятся Франция, Великобритания, Испания, Финляндия, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.


Существенное повышение конкурентоспособности показали Китай, Россия, Индия, Словакия, Эстония, Швеция, Австрия, Австралия, Дания, Швейцария и Гонконг. Украина в рейтинг включена впервые.


Исследователи отмечают, что в связи с усилением экономик целого ряда стран (с учетом того, что компании из ЮАР, Азии, Индии, Китая, России и Персидского залива активнее покупают индустриальные активы по всему миру) развитые страны «не сдадутся без боя». В текущем году ожидается рост протекционистских мер, в том числе жалоб в ВТО по поводу недобросовестных действий. При этом компании будут оперировать такими тонкими понятиями, как «корпоративное управление», «защита окружающей среды», «интеллектуальная собственность» и «социальные права».


Вопрос номера


Железнодорожные перевозчики Европы в борьбе за пассажиров по аналогии с авиаперевозчиками создают альянс.


Способны ли украинские компании-конкуренты для захвата рынка создавать альянсы?


Потребность в альянсах компаний в Украине ниже, чем на Западе. Слишком уж динамично растет наш рынок. Потому и примеров классических альянсов в стране много не наберется.
Елена Житник, маркетинг-директор InMind





Создание действенных альянсов и объединений станет обычным явлением в Украине только лет через пять. Наиболее перспективные рынки для организации подобных объединений – мобильная связь и пищепром. Но пока компании не спешат.
Сергей Цурик, управляющий департамента маркетинга и бизнес-планирования компании «Канзас»




Зачастую крупные отечественные игроки не могут консолидировать свои усилия даже при выходе на их рынок международной компании. А в случае экспансии предпочитают поглощать мелких игроков, нежели создавать альянсы, – жизнь еще не заставила.
Наталия Писаренко, управляющий партнер MDN Group, профессор Международного института бизнеса

Залишити відповідь