Поглощения
DaimlerChrysler сбросил балласт
Концерн DaimlerChrysler сообщил о продаже 80,1% акций своей убыточной американской «дочки» Chrysler Group. Покупателем выступил фонд прямых инвестиций Cerberus Capital Management, возглавляемый экс-министром финансов США Джоном Сноу. Стоимость сделки – 5,5 млрд. евро (хотя в 1998 г. Daimler-Benz заплатил за этот актив $36 млрд.). При покупке Cerberus обошел канадского производителя автокомплектующих Magna (долю в нем недавно купил Олег Дерипаска), консорциум фондов Blackstone Group и Centerbridge Partners, а также владельца фонда Tracinda Кирка Керкоряна.
Структура нынешней сделки довольно сложная. Активы американской Chrysler Group будут выделены на новую компанию Chrysler Holding. В нее войдут производственное (Chrysler Corporation, выпускающая Chrysler, Dodge и Jeep) и финансовое (Chrysler Financial Services, предоставляющая финансовые услуги при продаже автомобилей) направления. Собственно, часть этой компании выкупает Cerberus, остальные 19,9% акций останутся у бывшего владельца. Из общей суммы сделки 3,7 млрд. евро и 0,8 млрд. евро инвестфонд направит на увеличение капитала двух «дочек» Chrysler Holding, тогда как сам DaimlerChrysler получит лишь 1 млрд. евро. Но и этих денег у него практически не останется: 650 млн. евро пойдут на погашение долгов Chrysler Group, а 300 млн. евро в виде кредита будут предоставлены Chrysler Corporation.
Таким образом, общий отток капитала из Daimler по результатам сделки оценивается в 500 млн. евро. Более того, в концерне ожидают, что «развод» с Chrysler приведет к потере 3-4 млрд. евро чистой прибыли по итогам 2007 г. И все же Daimler еще легко отделался, ведь 13 млрд. евро пенсионных обязательств его американской «дочки» лягут на плечи покупателя. Сам же концерн теперь займется выпуском авто премиум-класса.
В то же время эксперты не сомневаются, что смена владельца Chrysler, операционный убыток которого по итогам 2006 г. достиг 1,12 млрд. евро, пойдет ему на пользу. «Подразделение становится фактически частной компанией. Такому «долгосрочному» акционеру, как Cerberus (private equity зачастую инвестируют на 3-5 лет), безразличны показатели компании за три месяца, которые зачастую заставляют менеджмент публичных компаний принимать близорукие решения. В результате управленцы Chrysler смогут серьезно заняться стратегией», – полагает аналитик «Ренессанс Капитал» Эдуард Фаритов. Продолжится и реструктуризация компании, предполагающая сокращение 13 тыс. рабочих мест и выход «в плюс» в 2008 г.
Arcelor Mittal объявила о росте прибыли в I квартале 2007 г. на 40% по сравнению с годом ранее (до $2,25 млрд.). Ежегодная экономия на масштабах после объединения уже достигла $573 млн. и по итогам 2007 г. ожидается на уровне $1,6 млрд.
Партнерство
Samsung ставит на печать
Samsung Electronics планирует расширить свое присутствие на мировом рынке корпоративной печати. Для бизнес-пользователей корпорация предложит универсальные решения, основанные на базе оптимизированного программного обеспечения. Для этого Samsung образовала технический альянс с IBM, сформировав сообщество Solution Printing Partners (SP3), которое займется разработкой передовых интегрированных решений для печати.
Помимо этого, соглашение с IBM предусматривает обмен технологиями, имеющими отношение к новой платформе связующего программного обеспечения для оптимизации вывода бизнес-документов (Business Output Optimization), получившей название JScribe. Эта платформа позволяет корпоративному заказчику управлять всем имеющимся оборудованием для вывода документов в рамках единой IT-среды. Таким образом, за счет внедрения JScribe в B2B-принтеры и многофункциональные периферийные устройства Samsung компания рассчитывает предлагать оптимальные решения под конкретные нужды индивидуальных заказчиков. Планируется, что принтеры и многофункциональные устройства Samsung с поддержкой JScribe будут доступны на мировом рынке уже в первой половине 2007 г., стартуют продажи в Европе.
«Успех принтеров Samsung в секторе малого бизнеса обеспечивает нам надежный плацдарм для расширения присутствия на глобальном рынке бизнес-печати, – отметил Иан Легг, директор европейской маркетинговой группы бизнес-решений Samsung Electronics. – Теперь, когда мы наладили сотрудничество с лидирующими поставщиками оборудования для печати, в обозримом будущем рассчитываем добиться мирового лидерства в отрасли».
Инвестиции
Турпутевки от «Евросети»
«Евросеть» продолжает диверсифицировать бизнес: теперь сотовый ритейлер будет продавать в салонах связи туристические путевки «практически во все страны мира». Тестовые продажи путевок начнутся в 56 салонах восьми крупных городов, включая Москву. Партнерами-поставщиками туров стали туроператоры «Капитал Тур» и Tez Tour, а банки «КредитЕвропаБанк», Home Credit & Finance Bank и «Русский стандарт» будут выдавать экспресс-кредиты на путевки. «Евросеть предложит своего рода «коробочный продукт» – готовые туры с забронированными местами в гостиницах либо с возможностью бронирования за 5-10 минут. Продавать путевки будут специальные консультанты.
Между тем эксперты в своих оценках инициативы «Евросети» неоднозначны. С одной стороны, предложение ритейлером новых услуг – естественный шаг в условиях «охлаждения» рынка мобильных телефонов. «Благодаря широкой сети продаж, у компании есть прямой доступ к потребителям, и ей можно продавать все, что не требует дополнительных территорий», – говорит аналитик iKS-consulting Маргарита Зобнина.
С другой стороны, турпутевки как таковые не рассчитаны на спонтанную покупку. «У российского туриста не тот менталитет, чтобы покупать тур в коробочке вслепую за 15 минут, учитывая, что путевка на двоих в среднем стоит $1 тыс.», – говорит генеральный представитель Tez Tour Александр Синигибский, добавляя при этом, что его компания согласилась на проект «скорее из любопытства». Впрочем, есть и еще одно «но»: согласно обновленному законодательству о туризме турагент несет ответственность за информацию о проданном туре, поэтому велик риск претензий, и компании придется содержать огромную юридическую службу. Сама же агентская комиссия невысока – до 10%.
Между тем в последнее время «Евросеть» предложила целый ряд непрофильных услуг. Одной из последних была оплата авиабилетов и покупка страховых полисов ОСАГО через кассиров салонов связи. В некоторых регионах ритейлер запустил услугу виртуального оператора связи и страхование недвижимости. Планируется также организовать в салонах продажу одежды и сувенирной продукции. Пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков заверил: «Ни одно из запущенных нами непрофильных предложений в ближайшее время закрыто не будет».
Приобретения
Охота на Valentino закончена
Valentino Fashion Group продала 29,9% акций британской инвесткомпании Permira Advisers за 782,6 млн. евро. Продавцом выступила итальянская семья Марцотто. При этом Permira (теперь крупнейший акционер) заявила о намерении увеличить свою долю в доме моды. А по итальянскому законодательству, если инвестфонды становятся собственниками более чем 30% акций, они будут обязаны предложить оферту по выкупу всех бумаг компании, котирующихся на бирже. У Valentino таковых 30%, остальные принадлежат семье Марцотто и топ-менеджерам модного дома.
Нынешнее решение Valentino вполне логично: компании нужны свободные средства на развитие бутиков и экспансию в Китай, Индию, Россию и страны Латинской Америки. На сегодня модному дому принадлежат такие бренды, как Hugo Boss (Valentino контролирует 78,8% акций одноименной компании), Valentino, Pincipe и Lebole, а также лицензионные марки Marlboro Classics и Missoni. За 2006 г. оборот компании достиг 2 млрд. евро, чистая прибыль – 157 млн. евро, капитализация – 2,5 млрд. евро.
Сегодня европейские компании, работающие в сегменте товаров класса люкс, пользуются большой популярностью у международных фондов. По данным консалтинговой компании Pambianco, только в I квартале этого года 47 европейских компаний этого сектора сменили владельцев, причем 12 из них родом из Италии. Половина итальянских компаний перешла при этом в собственность фондов частных инвестиций. Так, в начале 2007 г. итальянский фонд Orlando приобрел Sergio Tacchini, а британский Fortelus Capital – производителя обуви Bruno Magli. В целом, как передает Bloomberg, европейский рынок предметов роскоши оценивается в 160 млрд. евро и ежегодно растет на 10%.
Инвестиции
Банки Европы ищут альтернативу MasterCard и Visa
Крупные европейские банки обсуждают варианты создания единой европейской платежной карточной системы, которая могла бы конкурировать с Visa и MasterCard. В межбанковскую рабочую группу вошли немецкие Commerzbank, Deutsche Bank и Dresdner Bank, голландские ING, Rabobank и ABN Amro, итальянский Unicredito и французский Societe Generale. За основу единой платежной системы они планируют взять Euro Alliance of Payment Schemes (EAPS) – недавно созданную сеть взаимоприема карт итальянской (COGEBAN), испанской (Euro6000) и португальской (Multibanco) платежных систем.
Банкиры опасаются, что с созданием к 2010 г. Единого европейского платежного пространства (SEPA) Европе грозит господство на рынке банковских карт системы MasterCard. Последняя еще в 1992 г. создала общеевропейскую систему дебетовых карт Maestro, поэтому банкам, уже работающим с ней, легче перейти на единый стандарт. Хотя общеевропейский стандарт платежей создала и Visa.
В то же время банкиры и торговые сети не раз выражали недовольство условиями и комиссиями MasterCard и Visa, их тарифной политикой интересовались антимонопольные органы ряда стран Европы, но на популярности международных карт это не отразилось. Главная причина опасений банкиров в том, что MasterCard и Visa, по сути, американские компании. По убеждению же Еврокомиссии, такой стратегический рынок, как платежная система, не должен быть монополизирован иностранцами. Введение единых технических стандартов в ЕС неизбежно: ущерб от неоднородности платежного пространства сегодня составляет 22 млрд. евро.
В сложившейся ситуации аналитики убеждены: поскольку инициатива исходит от крупнейших банков, а Еврокомиссия только поддерживает идею создания панрегионального платежного оператора, шанс на создание конкурента Visa и MasterCard действительно есть.