Если работодатель устал искать…

Учредители черниговского холдинга Фирма «Вена» (крупный оператор рынка стройматериалов, бытовой техники и мебели) для обеспечения своих компаний перспективными кандидатами на замещение менеджерских позиций решили создать собственную бизнес-школу.

К реализации идеи они привлекли бизнес-тренеров Игоря Подгорного и Егора Немова. Так появилась Self-made School (SMS) — Бизнес-школа личной эффективности. При обучении основной акцент делается на трех направлениях: воспитание культуры логического и системного мышления; развитие мировоззрения студентов, которое позволило бы им воспринимать жизнь адекватно и осуществлять сложные бизнес-проекты; подготовка к максимально творческому решению задач в постоянно изменяющихся условиях современности, а не к применению заученных теоретических схем управления. В учебную программу входит изучение логики, менеджмента, маркетинга, проектной деятельности, презентационных и прочих деловых навыков, а также управленческих аспектов философии и психологии. Кроме того, студентам SMS преподают изобразительное искусство, ритмопластику, актерское мастерство, искусство коммуникации. Для повышения уровня энергетики и работоспособности будущие управленцы занимаются психофизическими практиками — ушу и тибетской гимнастикой.

Обучение для студентов бесплатное. Курс, длящийся от 9 до 12 месяцев (в зависимости от скорости усвоения группой материала), оплачивают инвесторы бизнес-школы. Проект начался в сентябре 2010 г. Летом нынешнего года всем, кто пройдет аттестацию, будут предложены менеджерские должности в холдинге.

Какую задачу перед вами поставили инвесторы?

Егор Немов: Подготовить будущих управленцев, способных самостоятельно анализировать ситуацию, ставить цели, принимать решения и организовывать работу коллектива. Сфера деятельности не определялась — это может быть либо существующий бизнес, либо выпускники Self-made School сами выходят с инициативной о создании нового бизнеса.

Особое внимание инвесторы обращали на то, чтобы студенты не только знали готовые популярные решения — реинжиниринг, управление качеством, кастомизация продукта и проч. Самое главное, чтобы они, будучи командными игроками, умели мыслить и действовать самостоятельно и эффективно. Идея проста: отсутствие подобного рода специалистов стоит дороже, нежели инвестиции в их подготовку.
Выпускника Self-made School образно можно сравнить с элитным саженцем плодового дерева, который пока не плодоносит, и будущие результаты зависят от условий роста: почвы, полива, доступности солнца. Наш выпускник не сразу покажет выдающиеся результаты — их масштаб будет зависеть от условий бизнеса, однако при прочих равных он продемонстрирует лучшие достижения.

Сколько сейчас студентов?

Запланировано было 50, набрали 41, сейчас 28. Набрали такое количество не потому, что столько пришло. Желающих было несколько сотен, но только 41 студенту решили доверить обучение. На текущий момент осталось 28, потому что кто-то ушел, не выдержав нагрузок, часть была отсеяна после аттестаций.

Отбор кандидатов проводился по нескольким критериям: развитость интеллекта, интуиции, стрессоустойчивость, амбициозность целей, умение нестандартно решать стандартные задачи, обучаемость, заинтересованность в обучении, связывается ли самостоятельность и компетентность в мышлении и поведении с будущим успехом. Было пять этапов, на которых и выяснялись интересующие качества. Среди этих этапов анкетирование, психологические тесты, тесты на интеллект, стрессоустойчивость, заинтересованность в обучении, а в завершение — собеседование.

Интерес инвестора распространяется в основном на Черниговщину, поэтому студенты местные: из области 10 человек, из города 18. Все имеют высшее образование, из них гуманитарное — 12 слушателей, техническое — 16. Средний возраст — 25 лет. Живут либо с родителями, либо на съемных квартирах.

Как организовано обучение?

С 9.00 до 9.30 — время для упражнений, повышающих тонус (йога, цигун).

9.30-18.30 — аудиторные занятия в тренинговом стиле, включающие в себя практические и групповые. 18.30-19.00 подведение итогов за день.

19.00-20.45 — индивидуальная подготовка и/или работа в группах.
Основные виды обучения: лекции, разбор кейсов, работа в малых группах над проектами (этому отведена основная часть учебного времени), индивидуальная работа, практическая стажировка в существующем бизнесе (два месяца).

Обучение базируется на принципах совместного проживания жизненных ситуаций, из которых извлекаются необходимые знания и выстраиваются алгоритмы их формирования.

Какова система отчетности студентов?

Студенты определены в группы по четыре-пять человек. В каждой группе есть старший — кэп, который ежедневно после общих занятий производит оценку работы участников группы и помогает разобраться в материале.

Две группы имеют куратора из числа преподавателей школы, таким образом, на одного него приходится примерно десять учащихся.

Еженедельно студенты составляют для него отчет о своем развитии, о сложностях, задают вопросы, которые у них появились. Раз в два месяца проводится аттестация, целью которой является не столько проверка знания теоретического материала, сколько определение, умеют ли студенты использовать полученные знания на практике.

Не сказывается ли бесплатность на качестве обучения?

Не сказывается, так как ее очень легко потерять. Наоборот, она помогает: зная размер инвестиций в собственное обучение, студент очень ценит предоставленную ему возможность.

Почему акцент сделан на мировоззренческие дисциплины?

Не соглашусь, что на них сделан акцент. Просто этому уделяется внимание, достаточное для того, чтобы запустить процесс формирования мировоззрения. Почему это так важно? Ответ очевиден. Во-первых, только целостное, системное мировоззрение позволит совершать подобные действия. Во-вторых, в современном быстроизменяющемся мире только системное мировоззрение позволит не цепляться за быстроустаревающие решения, а постоянно создавать новые — адекватные и эффективные.
Управленец, знакомый, например, с квантовой физикой, будет понимать, что успешные решения имеют только одну «свежесть», и все время нужно создавать новые; произойдет только то, для чего будет создано больше условий, поэтому нельзя, ничего не делая, ждать перемен к лучшему.

Готов ли заказчик получить «полуфабрикат»?

Мы не согласны с тем, что заказчик получает некий «полуфабрикат». У нас есть все, что входит в программу МВА, даже сверх того — обязательный навык самостоятельного системного, логичного мышления и поведения с необходимым инструментарием.

Предполагается ли получение лицензии Минобразования?

По крайней мере в ближайшее время нет, потому что мы будем выпускать востребованных специалистов, имеющих к окончанию обучения проекты развития компаний, в которых они стажировались, или собственного бизнеса. Во время учебы студенты тесно контактируют с будущими руководителями, поэтому нет необходимости подтверждать их квалификацию формальными дипломами.

Обучение для знания и понимания

Неуверенности и сомнениям в бизнесе не место. Выживают только те, кто уверен в себе, в своем продукте и своей цели. А для этого их нужно знать и понимать. Люди сомневаются в том и бояться именно того, чего не знают или не понимают. Отсюда вывод: необходимо учиться.

Каждое желание, миссия, цель даются человеку с возможностями их реализации. Когда люди говорят, что у них ничего не получается или им кто-то мешает, всегда хочется спросить: «А что, собственно, вы сделали для того, чтобы преодолеть ситуацию?». Риски и препятствия можно предусматривать и планировать действия по их улаживанию и преодолению. Отсутствуют ресурсы — можно задаться вопросами: где достать и кто может помочь? Если не знаете ответы, найдите того, кто знает, — учитесь.

Чему учиться? Каждому свое. Общая рекомендация: учиться следует тому, что позволит повысить собственную ценность в глазах потребителя. Если не знаете, чему учиться, стоит поискать бизнес-аналитика — деньги заплатите небольшие, а польза может оказаться значительной. Если вообще не знаете, чего хотите, консультанты научат ставить цели и разрабатывать стратегию компании. Часто бывает так, что правильно составленный план определяет политику, эффективность и успех компании на долгие годы. Многие знания нельзя приобрести за несколько дней. Благодаря планированию вы поймете, чему уже сейчас нужно учиться.
Неопределенность можно превратить в стабильность. Знаешь цель, запланировал действия по ее достижению, предусмотрел риски, определил препятствия и способы их преодоления — действуй! Когда имеешь четкий ориентир, сможешь до него добраться в любом случае. При этом план всегда можно изменить: меняются условия — меняются способы. До цели можно долететь, доехать или дойти — выбирайте сами.

Неопределенность — это не «когда не знаешь, что случится», а «когда не знаешь, чего хочешь». Планирование — гибкий инструмент, однако он позволяет найти точку стабильности в жизни и бизнесе.

Залишити відповідь