Замедлитель Шнайдера

Суета — враг любого удовольствия. В нынешнем году «ПинчукАртЦентр» предлагает своему зрителю не так быстро перемещаться из зала в зал.

Вне всяких сомнений, Экхард Шнайдер — человек, по-настоящему увлеченный современным искусством. Чтобы занимать должность генерального директора «ПинчукАртЦентра», он обладает двумя нужными качествами. Первое заставляет его седые волосы воинственно вздыматься, когда он, не стесняясь выражений, выступает в защиту художников, представленных в залах центра; второе — воодушевленно рассказывать о работах даже таких спорных персонажей арт-мира, как Джефф Кунс или Такаши Мураками. Свою любовь к современному искусству Шнайдер хочет передать максимально большому количеству посетителей.

Доказательством этих намерений служит появившаяся на пятом этаже арт-центра выставка избранных работ из коллекции Виктора Пинчука «Collection Platform 1: Циркуляция». Тот, кто уже успел на ней побывать, наверняка обнаружил редкий для арт-центра предмет интерьера — длинные скамейки, расположенные вдоль стен. «Мы хотим дать нашим посетителям возможность замедлиться, — объясняет присутствие скамеек господин Шнайдер. — Ведь многие из них проводят в одном зале не более минуты, таким образом, пробегая через всю выставку. Теперь посетители могут присесть, сосредоточиться на одной работе и получать удовольствие, открывая в ней новые детали. Только так можно полюбить какую-либо работу или, наоборот, — по-настоящему ее возненавидеть».

Для того чтобы проявить оба полюса отношения к современному искусству, «Collection Platform 1: Циркуляция» предоставляет достаточно шансов. Нелюбовь (или симпатию) к неопоп-арту можно сфокусировать на скульптуре из нержавеющей стали «Святое сердце», изготовленной арт-фабрикой Джеффа Кунса в 1994-2007 гг. Неудачу (хотя, как знать) Демиена Херста можно лицезреть в виде живописных полотен, которые в 2009 г. британские критики из Guardian и Times назвали «ужасно скучными». Великолепный пейзаж «Крикет» (1998 г.) магического реалиста британца Питера Дойга, бесспорно, заслуживает отдельной скамейки.

То же можно сказать о картине Ричарда Принса «Без названия (де Кунинг)» (2007 г.), об энергии, возникающей от соединения женских образов Виллема де Кунинга (серия «Женщины», 1950-е) и снимков из современных журналов по бодибилдингу.

В общей сложности коллекционная выставка представляет 22 выдающихся мировых и украинских художников. Ее не будут менять до 2 октября. При этом каждую субботу арт-центр собирается приглашать специальных гостей для публичного обсуждения отдельных произведений. Ведь, по большому счету, главное удовольствие, которое можно получить от современного искусства, состоит в том, чтобы поговорить о нем с интересным собеседником.

Замедленного просмотра и отдельной беседы достойны также персональные выставки Кэндис Брайтц и Дамиана Ортеги, которые будут проходить на остальных этажах «ПинчукАртЦентра» до 17 апреля.
Размышляя о рынке краденых автомобилей в Мехико и других последствиях технологической революции для своей родины, Дамиан Ортега полностью разобрал старый «Фольксваген Жук» и подвесил его детали в воздухе.

И хотя эта работа под названием «Cosmic Thing» (2002 г.), сделавшая его знаменитым, в Киев не приехала, ее заменила выполненная в том же духе инсталляция «Моисей» (2007 г.). Последняя состоит из парящих в воздухе хозяйственных инструментов, и для чувствительного зрителя попадание внутрь этого «облака» может стать почти физиологическим приключением.
У Кэндис Брайтц своя манера делать искусство. В 2005-2006 гг. художница через газеты, журналы и музыкальные сайты обратилась к фанатам Боба Марли, Мадонны, Майкла Джексона и Джона Леннона с предложением перезаписать знаменитые альбомы и сборники хитов этих исполнителей: «Legend», «Immaculate Collection», «Thriller» и «Plastic Ono Band».

Студийная работа каждого вокалиста-любителя была заснята на видео. После этого Брайтц объединила одиночные выступления в фанатские группы на четырех панелях, которые назвала «Портретами». «Звезда массовой культуры в некоторой мере является зеркалом коллективных желаний, — рассказывает художница, — поэтому портреты Мадонны или Майкла Джексона можно создать при помощи поклонников, которые, собственно, и сделали их звездами».

Разумеется, вызвать у публики иронию не было целью эксперимента. Сама Брайтц очень бережно отнеслась ко всем участникам своего проекта. И всякий, кто останется в зале дольше, чем на одну песню, сможет это почувствовать. Смешливое настроение уходит, и вы начинаете понимать, что являетесь свидетелем предельно интимных и трогательных моментов в жизни другого человека. Возможно, это побудит к состраданию или даже размышлениям о собственной одержимости. Пожалуй, это действительно хорошая причина для того, чтобы замедлиться.

Залишити відповідь