Разрешение сельскохозяйственным товаропроизводителям экспортировать зерно "в объемах собственного производства", что предлагается закрепить законопроектом "О внесении изменений в закон Украины "О зерне и рынке зерна в Украине" (№8163), без уточнения порядка определения таких объемов может привести к коррупции, считает управляющий партнер международной юридической группы AstapovLawyers Андрей Астапов.
Комментируя агентству "Интерфакс-Украина" указанный законопроект, зарегистрированный на днях в Верховной Раде и рекомендованный парламентским комитетом по вопросам аграрной политики и земельных отношений к принятию его за основу с последующим возвращением в комитет на доработку ко второму чтению, он сказал: "Настораживает фраза "в объемах собственного производства" (…) Данная норма должна быть уточнена и порядок ее применения должен быть ясен на момент принятия или она станет источником коррупционного механизма".
По словам А.Астапова, в документе не уточняется, кто будет определять такие объемы, на основании чего – "средних показателей урожайности по стране?"
"То есть, если урожайность конкретного производителя будет в два раза выше, чем в среднем по стране, государство половину вывезти не даст?", – недоумевает он.
Между тем, предполагает юрист, сегодня очень мало сельхозпроизводителей страны способны стать самостоятельными экспортерами.
Помимо того, А.Астапов отметил, что в контексте существующей ситуации в Украине не будет работать и норма законопроекта "другие субъекты хозяйствования", которым также предлагается предоставить право экспорта зерна.
По его словам, указанная норма предусматривает работающую систему префинансирования производства зерна, как в Бразилии, где зерновой трейдер может финансировать будущий урожай с уверенностью, что получит на него права после его сбора. Об имплементации аналогичной системы сейчас идет разговор и в России.
Между тем в Украине такой системы нет и "это можно сказать с полной уверенностью".
"Еесоздание потребует изменения целого ряда фундаментальных правовых и общественных институтов, начиная с права собственности на землю сельскохозяйственного производства, работающий земельный кадастр, возможность быстрой и эффективной реализации залоговых прав на землю, эффективную и работающую систему залоговых документов на зерно и, наконец, наличие судов, свободных от коррупции", – пояснил А.Астапов.
А.Астапов также считает, что в сегодняшних условиях нецелесообразно ограничивать конкуренцию на данном рынке при помощи установления государственной монополии на экспорт зерна. "Будет ликвидирована конкуренция на внутреннем рынке закупок зерна, что не приведет ни к чему хорошему", – отметил он.
Как сообщалось, законопроект №8163, в частности, предполагает предоставление права экспорта зерна только государственному агенту, сельскохозяйственным производителям и другим субъектам хозяйствования.
Между тем, несмотря на то, что профильный парламентский комитет поддержал такую законодательную инициативу, против нее резко высказались участники зернового рынка. Кроме того, ее не поддержал Украинский союз промышленников и предпринимателей.
Полная версия комментария юриста доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».