Киев. 29 марта. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Разработанные Министерством энергетики и угольной промышленности Украины законопроекты о снижении акцизного сбора на нефтепродукты и отмене налога на добавленную стоимость (НДС) на операции по импорту нефти должны быть доработаны во избежание злоупотребления в сфере поставок нефти на НПЗ, а также для сохранения стимулов поставок качественных нефтепродуктов на рынок, считают эксперты консалтинговой группы "А-95" (Киев).
Согласно пресс-релизу группы, текстом которого располагает агентство "Интерфакс-Украина", основные опасения экспертов связаны с проектом закона об отмене НДС при операциях поставки импортной нефти.
"Сегодня интересы государства защищены нормой об уплате НДС на таможне при пересечении границы, тогда как законопроектом Минэнергоугля предлагается дать НПЗ отсрочку по уплате этого налога после выпуска готовой продукции на НПЗ, – говорит директор "А-95" Сергей Куюн.
По его мнению, подобная схема открывает возможности для уклонения от уплаты НДС или его минимизации путем использования компаний-"прокладок". "Фактически создается почва для размножения фирм, подобных нашумевшей "Ливеле", – подчеркнул С.Куюн.
Он считает, что для обеспечения полноты уплаты НДС необходимо ограничить список субъектов, имеющих право на льготу, нефтеперерабатывающими заводами, предусмотреть норму выдачи ими банковских векселей на сумму "импортного" НДС.
"Это полностью исключит возможность злоупотреблений, а реальные переработчики – НПЗ – смогут уменьшить авансовые налоговые выплаты и тем самым снизить потребность в крупных оборотных средствах", – приводятся в тексте слова С.Куюна.
Согласно пресс-релизу, эксперты, проанализировав второй законопроект Минэнергоугля, предлагающий значительно снизить акцизы на бензины и дизельное топливо, пришли к выводу, что в настоящее время это – единственная возможность действенного влияния на цены в рознице.
В то же время эксперты считают, что к очевидным недостаткам законопроекта относится заложенная в него фактическая ликвидация прогрессивного принципа налогообложения дизтоплива, согласно которому чем выше содержание в нем серы, тем ниже акциз.
"Применяемая с 2007 года дифференцированная шкала акциза стимулировала ускоренный переход украинских производителей и импортеров к поставке на рынок низкосернистых сортов. В законопроекте Минэнергоугля налоги на ДТ фактически унифицированы, что создает предпосылки для увеличения поставок в Украину низкокачественных марок ДТ", – подчеркивается в пресс-релизе.
В "А-95" считают необходимым сохранить более высокий уровень акциза для сернистых марок, поскольку это позволит снизить импортные поставки такой продукции, а соответственно создаст дополнительный спрос на продукцию украинских НПЗ.
"Кроме того, учитывая положительный опыт применения дифакцизов на ДТ, сегодняшний законопроект можно использовать для внедрения аналогичного принципа: "выше качество, ниже налог – по отношению к бензинам", – отмечается в пресс-релизе.
Как сообщалось, для стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов страны Минэнергоугля предлагает внести в Налоговый кодекс изменения по значительному снижению акциза на светлые нефтепродукты, а также добавить в документ пункт об отмене НДС на операции по импорту нефти.
Отменить НДС министерство предлагает до 1 января 2012 года, акцизы – временно, но вместе с тем не сообщает, на какой конкретно период.
Сравнительная таблица ставок акцизного сбора на нефтепродукты в Украине:
Марка топлива | Действующая ставка, EUR/тонна | Ставка, предлагаемая Минэнергоугля, EUR /тонна | Размер снижения налоговой составляющей, коп./литр |
Бензин | 182 | 132 | 50 |
Дизтопливо: | |||
Сера более 0,2% | 90 | 15 | 90 |
Сера более 0,035%, но не более 0,2% | 69 | 12 | 68 |
Сера более 0,005%, но не более 0,035% | 62 | 8 | 65 |
Сера не более 0,005% | 42 | 5 | 44 |
Источник: "А-95"
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».