На сегодняшний день производство авторского кино – перспективная ниша для украинской киноиндустрии.
Осенью текущего года в широкий украинский прокат выйдет фильм Киры Муратовой «Два в одном». Накануне планируется организовать национальную премьеру со всеми подобающими случаю мероприятиями. С одной стороны, это событие станет признанием заслуг знаменитого режиссера, а с другой – послужит неплохой стартовой площадкой для реализации коммерческого потенциала картины.
Данная кинолента – один из самых успешных проектов украинского кинематографа последнего времени. В марте нынешнего года фильм получил российскую премию «Ника», через месяц был представлен на американском кинорынке (фестиваль «Трайбека»), в начале июня открыл российский «Кинотавр». Надо сказать, что главные успехи украинского кино эпохи независимости связаны не с блокбастерами и мелодрамами, а с авторскими проектами. Именно отечественный артхаус – наиболее конкурентоспособный продукт на международном кинорынке.
Продюсер фильма и президент компании Sota Cinema Group (SCG) Олег Кохан не согласен с тем, что авторское кино неприбыльно по определению.
Почму авторское кино?
«Личо мне изнаЧально интересен именно такой кинематограф, – рассказывает о своих мотивах Олег Кохан. – Я ведь не только продюсер, но еще и большой поклонник творчества Киры Георгиевны. Мне нравится авторское кино, которое заставляет думать. Это не значит, что мы (компания SCG. – Прим. ред.) перестанем работать в других секторах кинематографа и зарабатывать на этом. Вовсе нет. Вместе с тем у компании существует желание и возможность инвестировать в авторское кино».
Возможность участия появилась несколько лет назад, когда Кохан с российским партнером по кинобизнесу обратился к режиссеру Кире Муратовой с предложением снять кино. У нее к тому времени имелось две новеллы, которые впоследствии стали основой для будущего фильма. Вскоре российская сторона по ряду причин отказалась от участия в проекте, а недостающую часть бюджета согласилось профинансировать Министерство культуры и туризма Украины. Так проект стал полностью украинским.
Кохан считает это одним из переломных моментов. То, что государство выступило финансовым партнером SCG, прежде всего сделало возможными съемки, а также стало прецедентом удачного диалога между кинобизнесом и государственными чиновниками.
Недостаточно просто производить
Как известно, в России такой диалог продолжается уже многие годы. В 2006 г. в российский кинопрокат вышло около 300 фильмов. Из них 105 снято при поддержке государства. При этом финансовые вливания в один проект могут составить от нескольких сотен до миллиона долларов. Таким образом, даже после прекращения действия налоговых льгот в 2002 г. кинорынок России по-прежнему пользуется вниманием государства.
Чтобы помочь собственному кинорынку, в Украине нужно сменить практику госзаказа на систему государственной поддержки, которая оптимизирует риски продюсера во время переходного периода. Что это означает? «Недостаточно просто производить кино, – поясняет О. Кохан. – Государство-заказчик владеет правами на созданный кинопродукт. Дальше его нужно продавать, распространять. Но как это сделать, если у правообладателя нет инструментов для продвижения? Мы имеем пример «Мазепы» и ряда других фильмов, которые «не прозвучали», потому что не было заинтересованной в этом компании. Я больше чем уверен, что с проектом «Мазепы» можно было работать. Что он имел? Отличные стартовые условия: сумасшедший скандальный резонанс, на котором можно было хорошо сыграть! Я не говорю, что были бы сверхсборы (состояние рынка и среда не давали больших возможностей), но это кино могло бы показать неплохие результаты».
Наш сегмент
Производяфильм в Украине, пока нельзя говорить о его окупаемости только в рамках страны. Необходимо ориентироваться на то, что он будет работать и на других рынках. По мнению Олега Кохана, на текущий момент массовое украинское кино имеет гораздо меньше шансов на экономический успех в Европе и Америке, нежели фильмы Муратовой и других режиссеров из бывшего СССР, создавших себе имя на зарубежных фестивалях.
«В области так называемых блокбастеров в мире существует сумасшедшая конкуренция, – поясняет г-н Кохан. – До уровня лучших образцов массового кино нам еще далеко, но в сегменте авторского кино, которое в принципе гораздо более требовательно по отношению к новым идеям и потому более престижно, при выборе правильной стратегии у нас есть определенный шанс».
Хорошим примером такого рода может послужить успех фильма российского режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение». При артхаусном бюджете $400 тыс. он не только получил два «Золотых льва» в Венеции, но и был продан в 73 страны. А к марту 2007 г. общие мировые сборы ленты составили $7,5 млн.
«И вот теперь я хочу сказать: тезис о том, что авторское кино – это кино, не приносящее доход, считаю точно так же не соответствующим истине, как и то, что российские блокбастеры сверхприбыльны», – заявляет О. Кохан.
Особенности артхаусного проката
Предыдущий фильм Киры Муратовой «Настройщик» выходил в украинский прокат всего в двух копиях (для справки: в России их было семь, в первый уик-энд они принесли $25 тыс.). О количестве копий ленты «Два в одном» Олег Кохан предпочитает пока не говорить. Во-первых, это прерогатива компании-дистрибьютора. А во-вторых, данное количество определяется в процессе переговоров с кинотеатрами. Со времени окончания работы над фильмом оно выросло, утверждает г-н Кохан. Этому весьма поспособствовали и награждение фильма «Никой», и американская премьера на «Трайбеке», и «Кинотавр».
Авторское кино редко прокатывается большим количеством копий. Например, для показа российским зрителям картины «Матч-пойнт» Вуди Аллена компанией Central Partnership использовалось всего пять экземпляров ленты. В подобных случаях целесообразнее говорить о кассовых сборах на одну копию. По этому показателю артхаусное кино может переиграть массовое. Например, показанный в России «Париж, я тебя люблю» продемонстрировал результат свыше $100 тыс. А мировым рекордсменом сегодня является авторская лента Джима Джармуша «Сломанные цветы» (общие мировые сборы составили $45,7 млн.).
В настоящее время в Украине работают 145 кинотеатров (245 залов). Годовой прирост – 14,5 и 21,6% соответственно. Прогнозируя прокат как артхаусного, так и массового кино, О. Кохан предлагает учитывать и то обстоятельство, что открытие новых кинотеатров приведет к уменьшению стоимости билетов, следовательно, расширит аудиторию. «Разумеется, для этого есть предпосылки, – говорит продюсер. – Рынок будет сегментироваться – выделятся премиум, средний, бюджетный классы залов и кинотеатров. Повлияет ли это на сборы? Безусловно».
Предполагается, что прокат фильма «Два в одном» будет длиться 4-5 недель, но возможна ситуация «длинного экрана». Фильм К. Муратовой относится к самораскручивающимся картинам. Если блокбастер благодаря сумасшедшей рекламе делает основные сборы в первый уик-энд показа, то авторское кино больше ориентируется на механизм рекомендаций, так называемое сарафанное радио, благодаря которому лента окажется способной выйти на кассовый пик в третью или четвертую неделю проката. «Предполагаю два пика, – говорит Олег Кохан. – Первый будет вызван громкой премьерой, другими информационными поводами. Второй станет следствием рекомендаций тех, кто уже посмотрел этот фильм».
Куй железо, пока горчяо
В ожидании премьеры «Два в одном» Sota Cinema Group не сидит без дела. Сегодня компания работает над двумя широкоэкранными проектами. Это очередной фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» и «Избранник» режиссера Романа Балаяна («Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Две луны, три солнца»). В обоих случаях господдержка составит 60-70% производственного бюджета. В создании последнего принял участие сценарист Рустам Ибрагимбеков, главные роли исполнили Олег Янковский и Оксана Акиньшина. Сюжет картины посвящен советским писателям-диссидентам 80-х годов прошлого века и переживаемой ими внутренней борьбе с тоталитарным режимом.
Заявленный бюджет производства фильма – $3,267 млн. Такая ощутимая разница по сравнению с фильмом К. Муратовой «Два в одном» объясняется несколькими причинами. Во-первых, это более дорогостоящие съемки, связанные с выездом в Париж, работой каскадеров, а также трудности, связанные с воссозданием городских исторических ландшафтов. Во-вторых, по словам г-на Кохана, бюджет фильма отражает динамику роста рынка и стоимости услуг. Кроме того, характер полученного в результате кинопродукта и темпы развития рынка предполагают и более значительные финансовые сборы.
«Два в одном». Бюджет картины |
Мировые примеры Проект «Волкодав» стоил производителю – компании «Централ партнершип» – $18 млн. ($13 млн. производство и $5 млн. реклама). Фильм принес $18,5 млн. Из них $10 млн. поступили от проката. По $2 млн. – от продажи телевизионных прав и DVD. $1 млн. дало Госкино. Еще $1 млн. добавился от продажи прав на компьютерные игры и рингтоны, заставки для мобильных телефонов. $1,5 млн. принесли зарубежные продажи (включая Украину). Еще $1 млн. принес сериал. Но создатели рассчитывали на получение $24-30 млн. Российская комедия «Любовь-морковь» собрала почти $12 млн. при затратах на производство и маркетинг $4 млн. Фильм «Жара» стоил производителю – компании «Арт Пикчерз» – $8,3 млн.: производство – $2,05 млн., продвижение и дистрибьюторские расходы – $3,75 млн., реклама – $2,5 млн. Принес он уже $18,6 млн.: прокат – $16,5 млн., продажа телевизионных прав – $1,1 млн., продажа DVD-прав – $1 млн. Thema Production известна в первую очередь громкими иностранными проектами. Она инвестировала в фильмы Вуди Аллена «Матч пойнт» и Вернера Херцога «Спасительный рассвет». В нынешнем году состоятся премьеры трех картин, снятых при участии Thema: двух англоязычных — «Прощай, Буффана», «По этапу» и отечественной — «Ветка сирени» Павла Лунгина. Сеть «Каро» сегодня является крупнейшей в России, она насчитывает 26 кинотеатров (128 залов). Статистические данные по сборам от проката, рассчитанные с учетом инфляции, показывают, что кассовые сборы фильмов 1930-х гг. намного превосходят доходы от современных блокбастеров. Так, абсолютным чемпионом американского проката всех времен был и остается фильм Виктора Флеминга «Унесенные ветром», вышедший на экраны в 1939 г. В пересчете на современную валюту этот фильм принес своим создателям более $1,2 млрд. домашних сборов. Миллиардную отметку по сборам в США преодолела только еще одна картина – «Звездные войны» Джорджа Лукаса (1977). Замыкает тройку лидеров фильм «Звуки музыки» 1965 г. ($890 млн.). В десятку лидеров вошла лишь одна картина, снятая за последние 20 лет: «Титаник» Джеймса Кэмерона (1997). |
«Два в одном». Прокатные прогнозы |