«Банк может вложить около 30 млн. евро». Камен Захариев, директор ЕБРР в Украине, о стремлении банка инвестировать в украинский телекоммуникационный сектор и аптечную розницу
Экономические перспективы
Бизнес получит нагрузку от стариков
К 2025 году население многих стран Восточной Европы и бывшего СССР, в том числе Украины, будет одним из наиболее старых в мире, говорится в отчете Всемирного банка (анализ охватывает 28 стран). Подобная ситуация очень рисковая для экономики в целом и отдельных коммерческих структур. Особенно настораживает то, что ослабить влияние демографического кризиса в первую очередь должны продуманные пенсионная и здравоохранительная реформы, которые на практике могут оказаться неэффективными.
По данным Всемирного банка, в лидеры по сокращению численности населения в 2025 г. выйдут Россия и Украина. Число работоспособного населения (в возрасте 15-64 года) в Украине снизится по крайней мере на 5 млн. чел. Во многих других странах ситуация также неутешительная: в этот же период доля людей старше 65 лет в Польше увеличится с 13 до 21%, в Словении – с 16 до 24%. В 2025 г. по сравнению с 2000 г. пятая часть жителей Болгарии будет старше 65 лет, а средний возраст жителей Словении составит 47,7 лет.
В отчете говорится, что повышение продуктивности труда станет обязательным для указанных стран, особенно когда они достигнут западноевропейского уровня доходов и жизни в целом. Компании также ощутят нагрузку, если вырастет уровень пенсионных отчислений. Также в стрессовой ситуации может оказаться система образования: неэффективность использования бюджета, выделенного на систему образования, только усилится.
Управление персоналом
Сотрудников мотивируют эмоциональные факторы
В Украине отмечается повышение уровня заинтересованности компаний к исследованиям в сфере управления персоналом. По данным GfK Ukraine, за полтора года компания провела шесть исследований (по удовлетворенности и лояльности, восприятию имиджа, целей и ценностей компании, обмену информацией внутри нее). Заказчиками выступили представители сектора FMCG, банков и производственники.
Подобная заинтересованность со стороны компаний продиктована в том числе тем, что затраты на поиск и привлечение одного квалифицированного сотрудника превышают затраты на удержание удовлетворенного сотрудника в 3-10 раз.
Информационные технологии
Украина научилась продавать умы программистов
За последние три года Украина стала наиболее привлекательной страной-поставщиком услуг программистов из Восточной Европы. Таковы выводы исследования компании Global Offshore Associates Limited (GOAL). В 2006 г. рынок IT-аутсорсинга в Украине вырос на 47% – до $246 млн. (в 2005 г. он составлял $156 млн., в 2004 г. – $101 млн.)
Руководство GOAL называет среди основных факторов такой активизации «наследие советской науки и наличие в стране антрепренеров, жаждущих успеха». Толчок к развитию отрасли в Украине дала отмена визового режима для жителей ЕС и США. «Как ни парадоксально, на руку также сыграла недостаточная интеграция Украины в западноевропейскую экономическую систему, а именно не слишком тесная связь между локальной валютой и растущим евро», – отмечается в исследовании.
Эксперты считают, что перспективы для развития рынка радужные. Ежегодный прирост числа IT-специалистов за счет выпускников составляет около 30 тыс. Поставки ПО из Украины диверсифицированы. Так, наибольшее количество заказов поступает из Германии, при этом они обеспечивают работой лишь 6% от общего числа украинского персонала, задействованного в создании аутсорсингового ПО. В Украине нашлась лишь 21 компания с числом персонала, насчитывающим более 100 человек. Поэтому эксперты прогнозируют консолидацию.
Телекоммуникации
Мобильные операторы могут потерять инструмент удержания абонентов
ВерховнаЯ Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон «О телекоммуникациях». Если документ будет подписан Президентом, изменения позволят абонентам мобильной связи при переходе от одного оператора к другому оставлять за собой прежний телефонный номер.
В ЕС, к примеру, подобная практика внедрена еще в 2003 г. Но украинские операторы видят в ней больше рисков и сложностей, нежели преимуществ. В частности, они опасаются массового оттока абонентов и снижения собственной доходности. (Как свидетельствует мировая статистика, три четверти пользователей мобильной связи оценивают возможность сохранения номера как крайне важную.) Кроме того, создание общей абонентской базы данных и внедрение системы сопряжено с дополнительными затратами.
Практика внедрения услуги сохранения абонентом своего номера в других странах свидетельствует об обратном. Как отмечает Оливье Понсуа, директор по развитию бизнеса life:), отток абонентов обычно не превышает 10% и длится не дольше нескольких месяцев. К тому же в противовес риску потери собственной абонентской базы у операторов появляется возможность привлечь новых абонентов. Только для этого компаниям нужно будет приложить больше усилий.
Вопрос номера
Благодаря жаркой погоде в 2007 г. игроки рынка кондиционеров рассчитывают на увеличение продаж в полтора раза по сравнению с 2006 г. Однако уже работающие на рынке компании могут и не удовлетворить возросший спрос потребителей. Это скорее всего приведет к появлению мелких сезонных компаний, а в итоге – к дроблению рынка.
Способен ли резкий рост спроса разбалансировать соответствующий рынок?
Ажиотажный спрос на кондиционеры подогревается только жаркой погодой и длится не более двух месяцев. Потому ожидать значительного роста количества игроков не стоит – для открытия новой компании нужны ресурсы и время.
Владислав Даниленко,
старший менеджер отдела бытовой техники представительства Samsung в Украине
Если рынок растет уже длительное время, то крупные компании ощущают гарантированность бизнеса и легкую усталость от роста. В этом случае они не пытаются нарастить предложение, а идут по пути повышения цен или постановки клиентов в очереди. Это создает нишу для появления новых участников рынка и наращивания доли сильнейших из аутсайдеров.
Глеб Вышлинский,
руководитель отдела исследований рынков услуг GfK Ukraine
Способен, когда игроки на рынке не могут быстро удовлетворить спрос. Чем это грозит? Неудовлетворенностью потребителя, потерей лояльности, скачком цен, выходом мелких игроков (фрагментацией рынка). Например, на рынке воды компания, которая наладит производство и доставку продукта во время резких всплесков спроса, будет иметь бесспорное конкурентное преимущество в будущем.
Юлия Романова,
директор по маркетингу IDS Group