Проверка на совесть

Что CFO необходимо знать, чтобы грамотно подготовиться к прохождению компанией аудиторской проверки

Елена Макеева, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «Аксенова и партнеры»

Чтобы независимый аудит финансовой отчетности прошел для компании безболезненно и достиг запланированных целей, финдиректору нужно понимать все тонкости процесса — от выбора аудитора до подведения итогов аудиторской проверки.

Законодательство Украины предусматривает проведение обязательного независимого аудита для публичных компаний — акционерных обществ, финансовых учреждений, страховых компаний. В странах ЕС аудит является обязательным и для компаний, организованных в форме общества с ограниченной ответственностью. Корпоративная культура ведения бизнеса большинства европейских организаций предполагает проведение аудита годовой финансовой отчетности независимо от того, обязательный он или нет. Основная цель, которую преследует менеджмент или руководство, — получить уверенность в показателях финотчетности, показать финрезультат своей деятельности собственникам и правильно спланировать стратегию развития компании на будущий год. В свою очередь аудитор стремится свести к минимуму риск того, что историческая финансовая информация не содержит существенных искажений.
В Украине культура ведения бизнеса только развивается. Если для иностранного менеджера наличие убытков в финансовой отчетности — сигнал к активным действиям, то отечественный бизнесмен зачастую даже не интересуется своей финансовой отчетностью.

Постановка целей

Постановка целей перед проведением аудита — не просто полезное занятие, но и совершенно необходимый элемент успешной деятельности менеджмента. Изначально необходимо определить, для каких целей проводится независимый аудит финансовой отчетности: будет ли это обязательный аудит для регуляторных органов либо инициативный — для собственников, менеджмента и потенциальных инвесторов. После определения цели осуществления независимого аудита годовой финансовой отчетности сразу становится очевидно, какие аудиторские компании следует пригласить для участия в тендере на его проведение:

 компании «большой четверки» (Ernst & Young, KPMG, PwC, Deloitte);

 международные аудиторские компании так называемого второго эшелона (BDO, Baker Tilly, RSM, Grant Thornton, Mazars);

национальные аудиторские компании.

Преимуществом международных аудиторских компаний является их имидж, мировая известность брендов, профессиональный опыт, наличие офисов в разных странах мира, подтвержденное качество, регистрация на рынках капитала, владение иностранными языками, а также знания в области IFRS, US-GAAP, Международных стандартов аудита (ISA). В то же время национальные аудиторские компании предлагают индивидуальный подход, хорошее знание местного законодательства и ISA (а зачастую и знания в области IFRS, US-GAAP), владение иностранными языками на достаточном уровне, более низкие гонорары, что позволяет им оставаться достойным конкурентом на рынке аудита.

Принятие решения
Директива об обязательном аудите (2006/43/ЕС) требует, чтобы аудиторы руководствовались принципами профессиональной этики, и устанавливает ряд принципов независимости, начиная от аспектов поведения до рассмотрения вопросов, касающихся собственности, оплаты услуг, ротации аудиторов и управления компаниями (комитеты по аудиту, ревизионные комиссии). Дополнительно к существующим правовым положениям и Кодексу этики Еврокомиссия хотела бы укрепить независимость аудиторов и разрешить конфликт интересов, характеризующийся такими аспектами, как назначение аудитора, оплата аудиторских услуг, отсутствие ротации аудиторских фирм.

Право на принятие решения о проведении аудита и выбор партнера обычно принадлежит аудиторскому комитету, директору или учредителям в зависимости от того, как это определено уставом компании. Существует некоторый конфликт интересов, поскольку аудитор назначается и аудиторские услуги оплачиваются организацией, которой необходим аудит, в результате проведения тендера. Аудиторы несут ответственность перед акционерами проверяемой компании, а также другими заинтересованными сторонами и вознаграждение получают от данной компании: как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.

Еврокомиссия в своей «зеленой книге» «Политика аудита: уроки кризиса» от 13 октября 2010 г. рассматривает возможность создания такой системы, когда во время обязательного аудита назначение фирмы, оплата услуг и продолжительность аудиторского задания будут определяться третьей стороной, например, регулятором, а не компанией. Однако на сегодняшний день Европарламент отклонил такое предложение Еврокомиссии.
Важно, чтобы принятие решения в компании относительно проведения аудита и выбора аудиторской компании осуществлялось на высоком руководящем уровне либо возлагалось на специальный уполномоченный комитет. Зачастую решение о выборе аудиторской компании в национальной практике принимается на уровне главного бухгалтера или финансового директора. Подобный подход пагубен. Именно бухгалтер и финдиректор больше всех заинтересованы в позитивных результатах проведения аудита годовой финансовой отчетности, поэтому они могут попытаться достичь договоренности о формальном проведении аудита и подтверждении отчетности без проверки как таковой. Это считается явным конфликтом интересов.

Выбор аудитора

Лучшим методом поиска аудиторского партнера на конкурсной основе является тендер. Заказчик может оценить независимые предложения аудиторских компаний — участников тендера, при этом сами участники не владеют информацией об условиях предложений своих конкурентов. Компания размещает тендерное заявление, в котором следует указать критерии выбора партнера по аудиту. Для расчета гонорара аудиторы могут попросить предоставить финансовую отчетность или отдельные регистры бухгалтерского учета, выслать для заполнения анкету-опросник, что позволит им более детально познакомиться с компанией и определить объем работ. Для обеспечения конфиденциальности предоставленной аудитору информации компания может попросить у него письмо о подтверждении конфиденциальности. Этим письмом аудитор подтверждает обязательство сохранять конфиденциальность полученной информации независимо от того, будет он выбран аудитором или нет. Согласно стандартам аудиторской деятельности аудитор обязан сохранять конфиденциальность даже в том случае, если он не будет назначен аудитором фирмы.

На данном этапе компаниям рекомендуется согласовать с аудитором уровень существенности (предельное значение искажения бухгалтерской отчетности устанавливается в денежном эквиваленте), поскольку ни для кого не секрет, что аудиторы не проверяют сплошным способом, а используют метод выборки с обусловленным уровнем существенности.
Преимуществом аудиторской фирмы будет наличие страхового полиса, обязательность которого не предусмотрена национальным законодательством, а также дополнительных профессиональных сертификатов и референц-листа.

При выборе аудиторской компании следует руководствоваться следующими критериями: ее независимость, профессиональный опыт, наличие трудовых ресурсов, страхование рисков, владение иностранными языками, знание IFRS, US GAAP и ISA.

Перед окончательным принятием решения я рекомендую встретиться с аудиторскими компаниями, более всего соответствующими критериям, указанным в тендерной заявке. На этой встрече следует обсудить регламент проведения аудиторских процедур, внешние и внутренние коммуникации, завершающий этап и проведение финальной встречи в формате круглого стола, во время которого передаются аудиторские документы и комментируются особенно важные аспекты деятельности организации. Уделив должное внимание выбору аудиторской компании, вы прогнозируете ожидаемый результат.

Не стоит ориентироваться исключительно на уровень гонорара аудитора — этот фактор не должен быть основополагающим при выборе аудиторского партнера. Ни для кого не секрет, что в Украине цены на аудиторские услуги сильно разнятся. На рынке существует демпинг и некачественные аудиторы, которые за 100-5000 грн. предлагают обязательный аудит для ГКЦБФР, при этом никакие аудиторские процедуры не проводятся. Приобретая подобные услуги у некачественных аудиторов, компании дискредитируют себя, доверяя свою финансовую отчетность в руки непрофессионалов. Очень несерьезно выглядит аудиторское заключение о подтверждении финансовой отчетности субъекта предпринимательской деятельности — физического лица на сайте рейтинговой страховой компании. Чем она должна руководствоваться при выборе аудитора? Совершенно понятно, что такое физическое лицо не имеет достаточно профессиональных ресурсов и опыта для проведения аудита финансовой отчетности страховой компании. Цена всегда должна оставаться соразмерной качеству предоставленных услуг.

Подготовка учетной информации к аудиту
В первую очередь компании следует получить от аудитора запрос на предоставление документов и информации: к началу аудиторской проверки ее документы должны быть все в наличии и укомплектованы по периодам. Важный вопрос — предоставление аудиторам допуска к программному обеспечению компании. Безусловно, им необходимо предоставить учетную политику, ценообразования (маркетинговую политику), заблаговременно провести сверки с дебиторами и кредиторами, налоговыми органами. Если аудитор назначен после окончания финансового года, компании следует подготовить результаты проведенной обязательной годовой инвентаризации.

В большинстве случаев аудиторы работают там, где находится компания-заказчик, поэтому ей следует побеспокоиться об отдельном помещении для них, назначить контактное лицо со своей стороны. Как правило, это финдиректор или главный бухгалтер, финансовый менеджер.

Внешние коммуникации
Следует четко определить обязанности аудитора в части коммуникаций с целью улучшения аудита и понимания того, какую ценность несет в себе этот процесс. Часто возникают ситуации, когда аудиторское мнение высказывается слишком поздно, поэтому рекомендуется определить еженедельные встречи с аудиторами, что позволит предупредить несвоевременность предоставления документов со стороны ответственного лица компании либо отклонение от графика проведения данной процедуры.

Внутренние коммуникации
Необходимо обеспечить общение между уполномоченным подразделением компании, принимающим решение о проведении независимого аудита, а также внутренним и внешним аудиторами. Такая коммуникация обеспечит эффективность общего проведения независимого аудита годовых финансовых отчетов, мониторинг рисков, проверку активов и обязательств, доходов и расходов. Однако подобное общение ни в коем случае не должно повлиять на независимость аудитора.

Знания, приобретенные внешними аудиторами в процессе работы, могут оказаться полезными для надзорных органов (ревизионная комиссия) компании, отдела внутреннего аудита, поэтому следует укрепить сотрудничество между ними и аудитором.

Процесс аудита: экран проверки
О проведении независимого аудита годовой финансовой отчетности следует задуматься в конце финансового года (к примеру, финансовым годом будет календарный год). Процесс проведения аудита в идеале следует проводить поэтапно:
 назначение аудитора — октябрь-ноябрь;
 предварительный аудит (pre audit) — октябрь-декабрь. Аудитор выявляет основные нарушения, предоставляет менеджменту компании управленческое письмо с указанием выявленных нарушений и рекомендациями по их устранению;
 сопровождение аудиторами обязательной инвентаризации перед составлением финансовой отчетности (возможно поэтапно: октябрь, ноябрь, декабрь);
 аудиторская проверка финансовой отчетности (февраль-март следующего года);
 предоставление аудиторского заключения, подробного аудиторского отчета.
На всех этапах проведения независимого аудита я рекомендую придерживаться письменной формы общения, соблюдать сроки предоставления документов, ответов на аудиторские запросы.

Завершение аудиторской проверки

Аудиторские документы, по моему мнению, не должны передаваться курьером или направляться почтой. Практика показывает, что переданные таким образом, они остаются пылиться на полках. Спрашивается, зачем тогда было проводить аудит. Уважающая себя и клиента аудиторская компания всегда проведет презентацию аудиторского заключения и аудиторского отчета за круглым столом. Важно обсудить результаты такой проверки, предоставить рекомендации по устранению выявленных нарушений, уменьшению налоговых рисков и акцентировать внимание на наиболее важных ее аспектах.

Обсуждение аудиторских документов должно продолжиться в финансовом отделе компании. На исправление ошибок ответственным лицам необходимо предоставить время, при этом важным является контроль за соблюдение выполнения поставленной задачи со стороны руководителя проекта по аудиту. Корректировки и исправления финансовой отчетности должны проводиться обдуманно, внимательно и своевременно. О внесенных исправлениях следует уведомить внешних аудиторов письменно.

Ротация аудиторов
Ситуации, когда компания назначает одну и ту же аудиторскую фирму на протяжении десятилетий, несовместимы со стандартами независимости. Основные партнеры по аудиту должны регулярно меняться. Для того чтобы избежать угрозы потери аудитором независимости и объективности, рекомендуется каждые пять-восемь лет проводить ротацию аудиторских фирм. Учитывая национальную специфику построения бизнеса в Украине, вопросу независимости следует уделять еще большее внимание. Выбирать аудиторов, исключительно полагаясь на доверительные и дружеские отношения, — недопустимо.  &.Ф.

Залишити відповідь