Бизнес-гуру дают не только и не столько новые знания, как внутреннюю силу и вдохновение.
Как-то я услышал от одного из самых известных гуру в бизнесе Дэвида Мейстра замечательный пассаж о поразительном сходстве теории менеджмента и теории похудения. И в самом деле обе теории из-за постоянно увеличивающегося спроса приносят огромное количество денег. (Бизнес похудения, по оценке того же Мейстра, приносит в одних лишь Соединенных Штатах $14 млрд. в год, что примерно равно пятой части украинского ВВП. О том, сколько денег приносит управленческое образование, я скромно умолчу, заметив только, что немало.) Притом обе теории базируются на простых, очевидных, тривиальных, если не банальных принципах. В менеджменте это 1) – необходимость четкого стратегического позиционирования и потом 2) – неуклонного воплощения этого позиционирования в ежедневных действиях. По большому счету, больше нечего добавить. В похудении это ведь тоже два принципа: 1) – меньше есть и 2) – больше двигаться. И добавить здесь тоже нечего.
Проблема состоит не в том, что мы не знали эти принципы. После каждого выступления очередного гуру по менеджменту слушатели произносят одну и ту же фразу: «А-а, об этом мы все знали! Он только называет это по-другому». И они абсолютно правы, поскольку весь менеджмент действительно можно свести к двум простым вышеупомянутым истинам. Только если мы это знаем, почему так сложно воплотить данные принципы в жизнь?
Проблема в другом. В похудении такую проблему я испытываю каждый день после восьми вечера, когда слегка проголодавшийся стою в нашем кафе и держу в руке безумно вкусно смотрящийся пирог (как вы сами понимаете, с огромным количеством сахара). И в этот момент кора моего головного мозга, которая отлично знает и помнит оба принципа похудения (как, впрочем, и менеджмента) говорит мне: «Павло, нельзя, если ты хочешь сбросить лишний вес!». А в это же время рецепторы на моем языке шепчут: «Павло, это в последний раз, честное слово. Ты сегодня так много работал. (Рецепторы – умные, они всегда находят аргумент, устоять против которого просто невозможно.) Вот с завтрашнего дня, честное слово, начинаем настоящую диету». И, как вы сами понимаете, слишком часто побеждают именно рецепторы. Вот в чем проблема – в неумении (или нежелании) противостоять искушениям. Например, наше позиционирование – самое высокое качество на рынке, говорят многие компании. Но сегодня (последний раз, честное слово!) мы немножко сэкономим на комплектующих, на лучших специалистах, только сегодня мы пропустим маленький дефект, не хочется переделывать – они (клиенты) не заметят. А вот завтра – честное слово, начнется новая жизнь. Другие компании заявляют, что их позиционирование – самая низкая цена. Но в то же время очень хочется ездить на последней модели шестисотого «Мерседеса», летать в бизнес-классе и разговаривать по Vertu. И еще больше хочется заложить эти расходы в себестоимость продукции, а не платить из своего кармана. Совсем немногие могут устоять перед этими искушениями. А еще большее количество компаний и менеджеров вообще не хотят занимать какое-либо позиционирование, поскольку так легче и даже никаких искушений не появляется.
Вот здесь и приходят на помощь бизнес-гуру, как и диетологи, персональные тренеры, коучи, как и хорошие менеджеры. И говорят одно и то же: «Ребята, если вы хотите достичь успеха в бизнесе, займите позицию и удерживайте ее, несмотря ни на какие искушения». Кто-то из гуру называет это стратегией, кто-то – дифференциацией, кто-то – латеральным маркетингом, а кто-то – Голубым океаном. Но в сущности, это одно и то же. И отрасль эта бессмертна (как и отрасль похудения), несмотря на то, что основные идеи повторяются. Потому что лучшие (и поэтому самые дорогие) бизнес-гуру (как и диетологи, персональные тренеры, коучи и хорошие менеджеры) дают нам не только и не столько новые знания, как внутреннюю силу и вдохновение противостоять многочисленным управленческим искушениям. Собственно то, что нам и нужно для успеха.