ТЕМА НОМЕРА: Витамины автороста

Мировой рынок автомобилей практически преодолел последствия кризиса. Какие кардинальные перемены уже произошли? Как на этом фоне выглядит украинский рынок?


Главный витамин авторынка – сам товар. Обладать им хотят очень многие. Причем привлекателен он как имиджевыми, так и утилитарными характеристиками, поэтому для большинства потребителей это товар максимум второй, а то и «полуторной» необходимости. В категории «автомобили» очень широкий выбор по цене, качеству, функциональности, техническим характеристикам, по этой причине потенциальный спрос на машины всегда высок. Задача производителей и продавцов состоит в том, чтобы в зависимости от условий конкретного рынка формировать для него адекватное предложение, обрамляя его дополнительными витаминами-стимулами в виде сервиса, кредитования, программ лояльности и проч.

Роль новинок

На любом рынке появление новинок подстегивает продажи, и автомобильный – не исключение. Так, в январе-мае BMW стал самым продаваемым люксовым брендом в США. Как считают в компании, это произошло во многом благодаря выходу на рынок новых 5 серии и кроссовера Х3 (у конкурентов в этот период не было столь же ярких и востребованных новинок). Только в апреле продажи «пятерки» в США выросли на 77%. За I квартал поставки BMW в этой стране составили 71,42 тыс. автомобилей, тогда как Mercedes-Benz реализовал 71,39 тыс., а Lexus – 64,93 тыс. (данный бренд был лидером по итогам 2010 г.). В апреле европейские продажи BMW по сравнению с прошлогодними показателями выросли на 14,8% – до 113,08 тыс. автомобилей (Audi – 109,4 тыс., Mercedes – 100,7 тыс.). Продажи BMW по всему миру за первые четыре месяца текущего года выросли на 19,2% – до 434,3 тыс. (Audi – 422 тыс., +17% и Mercedes – 381,3 тыс., +11,5%). Правда, в Китае производитель занимает лишь второе место по продажам. В апреле он смог реализовать 20,8 тыс. автомобилей марок BMW, MINI и Rolls-Royce, что на 67,2% больше, чем в том же месяце прошлого года. Audi за тот же период продала в КНР 23,8 тыс. машин (+21,2%), а Mercedes-Benz – 16,5 тыс. (+47%).

В спор лидеров премиального сегмента мечтает когда-нибудь вмешаться и Jaguar. Индийская Tata Motors в ближайшие пять лет инвестирует 5 млрд. фунтов стерлингов в свою британскую «дочку» Jaguar Land Rover. Большая часть денег будет направлена на разработку новых продуктов на трех заводах в Великобритании, а какая-то сумма – на проектируемый завод в Китае.

Региональные рынки набирают сил

Ведущие мировые производители рапортовали об очень хороших результатах 2010 – начала 2011 гг. Много оптимизма и в отдельных глобальных регионах. Так, рынок США по объему опять обошел китайский. Апрельские продажи автомобилей в этой стране выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. – до 1,16 млн. единиц. Количество автомобилей, проданных в апреле в Китае, увеличилось на 2,8% (1,14 млн. единиц). Причем по сравнению с мартом в апреле было продано на 210 тыс. машин меньше, и китайские аналитики прогнозируют дальнейший спад на протяжении еще двух-трех месяцев. Это связано с повышением в стране акцизов на топливо и увеличением налога на продажи малолитражных автомобилей – мерами, которыми китайское правительство борется с пробками в городах.

Меньше позитива в Европе. Если говорить о крупных рынках, то лучше всего обстоят дела в Германии – рынок растет пятый месяц подряд. Однако апрельский рост (2,6%) – наименьший с начала года. После трех месяцев роста впервые упал французский авторынок – на 11,2%. Отрицательную динамику обусловил эффект от завершения утилизационной программы (в Германии такая программа была завершена раньше). И хотя она была прекращена в декабре 2010 г., продажи по бонусам осуществлялись до марта 2011 г. Продажи автомобилей в Италии в апреле опустились до 15-летнего минимума. Падение уровня спроса по сравнению с прошлым годом составило 2,2%. На 23% сократился испанский авторынок. И это неудивительно на фоне увеличения безработицы, роста инфляции и повышения цен на топливо в этой стране.

Японский автопром опустился в марте на 27,8% – это максимальный спад с октября 2009 г. (тогда из-за финансового кризиса и ослабления глобального спроса японское автомобилестроение снизило продажи за рубеж на 37,2%). Причина этого понятна – мартовские землетрясение и цунами.

* Полную версию читайте в печатной версии журнала "Компаньон"

Залишити відповідь