Увидевший музыку

Издательство Taschen выпустило книгу об Алексе Штайнвайсе, изобретателе обложек музыкальных альбомов.

Уроженец Нью-Йорка Алекс Штайнвайс – дизайнер, художник, отец-основатель одного из крупных направлений современного графического дизайна – оформления обложек музыкальных альбомов. Сейчас в этой сфере занято много дизайнеров, которые вместе с музыкантами и менеджерами студий звукозаписи колдуют над визуальной подачей музыкальных новинок, ведь это один из мощных маркетинговых ходов, повышающий продажи. Для современного потребителя красочные обложки – одна из привычных вещей, «одежка, по которой встречают», однако в музыкальной индустрии это сравнительно недавнее явление, появившееся в 1940 г.

Тогда 23-летний Штайнвайс, окончив нью-йоркскую Parsons School of Design, стал арт-директором студии грамзаписи Columbia Records и горел желанием совершить что-то эпохальное. Ему в голову пришла идея дополнить коричневые вощеные конверты, в которых продавали пластинки, обложками с разноцветными красочными картинками, которые каким-то образом отражали бы содержание пластинки. «Я очень любил музыку и был настолько амбициозен, что мог идти до победного, сколько бы мне ни платили. Хотел, чтобы люди смотрели на обложку и слышали музыку», – вспоминал художник. Первой пластинкой с обложкой в новом формате, вышедшей в 1940 г., стал сборник хитов популярного дуэта – композитора Ричарда Роджерса и поэта Лоренца Харта, авторов множества знаменитых песен, в том числе ставшей джазовым стандартом «My Funny Valentine».

Новый подход к оформлению оказался на редкость удачным – буквально за пару месяцев продажи Columbia Records увеличились на 800%! Это стало настоящим взрывом в музыкальной индустрии, а сам Алекс проснулся знаменитым. Для Columbia Records он создал сотни обложек, притом что в годы Второй мировой войны работал на военно-морские силы США, рисовал агитационные плакаты и оформлял стенды, а обложками занимался по ночам. То время было «золотым веком» джаза, в Colambia Records записывались звезды первой величины – Луи Армстронг, Бинг Кросби, Флетчер Хендерсон, делались компиляции произведений замечательных джазовых композиторов, таких как Кол Портер и Джордж Гершвин. Для всех этих альбомов делал обложки Алекс Штайнвайс. Более того, он сотрудничал и со студиями London, Decca и Everest, воплощал в изображениях и классическую музыку Бетховена, Стравинского, Пуччини, Рахманинова и многих других.

За 30 лет работы Штайнвайс создал собственный узнаваемый стиль, в котором сочетаются выразительность и ясность плаката, немного наивная образность (сравнимая с работами художников-примитивистов и народным изобразительным искусством), а также виртуозная работа со шрифтами. Он даже разработал собственный шрифт и логотип: на обложках многих музыкальных дисков можно увидеть надпись Steinweiss, напечатанную характерным кудрявым курсивом. «Его изображения живые и яркие, бесконечно изобретательные; они волнуют эмоциональностью и духом классической музыки, которую он так любит», – писал о Штайнвайсе английский критик Рик Пойнор в Financial Times Weekend. Авторитетная американская организация Art Directors Club в 1998 г. включила Алекса Штайнвайса в свой «Зал славы» – ежегодный список дизайнеров, наиболее повлиявших на современное визуальное искусство.

Штайнвайс работал не только в музыкальной индустрии: он делал обложки журналов (например, Fortune), постеры к фильмам, этикетки и логотипы для производителей спиртного, а в 1970-х, когда рекординговые компании переключились с рисованных обложек на фотографии, начал с нуля и стал живописцем – рисовал картины под псевдонимом Piedra Blanca. «Как-то я сидел и ждал в приемной одной рекординговой компании. Я – в костюме, а рядом эти длинноволосые парни в куртках с бахромой. Я почувствовал себя настолько устаревшим, что решил все это бросить. Музыкальный бизнес очень изменился», – говорил Алекс о том периоде. Но и в живописи он воплотил свою любовь к музыке – в тематическом цикле картин, среди которых «Петрушка», «Саломея» и «Дон Жуан» по мотивам произведений Стравинского, Штрауса и Моцарта.

Этот творческий массив и лег в основу издания, посвященного Штайнвайсу: в книге есть как знаменитые его работы, так и публикуемые впервые, из личного архива художника. Обширная коллекция изображений дополнена интервью с самим художником и статьями, которые написали авторитетные специалисты: журналист, писатель, один из директоров нью-йоркской School of Visual Arts Стивен Хеллер и Кевин Риган, дизайнер, трижды получавший «Грэмми» и создававший обложки для альбомов таких музыкантов, как Мадонна, Beck, Sonic Youth и др.

В дополнение к обычному изданию Taschen представило и коллекционное, стоимостью 900 фунтов стерлингов, 1,5 тыс. экземпляров которого имеют автограф Алекса Штайнвайса, а 100 книжек из Art Edition – и оригинальную сериграфию с картины художника.

Залишити відповідь