«Сельский час» винодела

Вино высочайшего качества получают даже в годы, которые считаются неурожайными, говорит президент Ассоциации сомелье Украины Дмитрий Сидоренко.


 


Я не стал бы придавать большое значение сообщениям, которые появляются сегодня в Интернете о якобы гибнущем в результате дождей винограде Бордо, Божоле, Шампани и других районов Франции. Во-первых, эти новости зачастую написаны по-дилетантски, что, естественно, вызывает сомнение в компетентности их авторов, а во-вторых, на урожай влияют несколько факторов. Например, дожди в июле для винограда как раз, наверное, хорошо. Плохо, когда они идут во время цветения или уборки урожая. Начало сбора приходится на конец августа – середину сентября.
Почему мы об этом говорим? Потому что вокруг понятия «хороший (плохой) урожай» возможна масса спекуляций, и следует знать, что это такое, чтобы трезво оценивать ситуацию в винной агрономии. На самом деле не существует погодных условий, однозначно определяющих качество вина какого-то крупного региона. Возьмем, к примеру, Бордо. Это очень большая территория, по площади гораздо больше Киева. Но даже здесь, в столице, довольно часто случается, что на одной стороне улицы идет дождь, а на другой – нет. Возможностей для возникновения таких погодных нюансов в Бордо или любом другом винном регионе масса. Виноградники, разделенные лишь тропинкой, могут сильно отличаться по качеству урожая и, как следствие, вкусу и рейтингу произведенного вина. Даже однажды прошедший небольшой дождь может быть решающим, как и незначительное промедление в сборе винограда.

В отношении стран, недавно начавших производить вино (речь идет о Чили, Австралии, Аргентине, ЮАР, Новой Зеландии), сравнительно редко говорят о качестве урожая, но отнюдь не потому, что местный климат беспроблемный. Хотя климатические условия там замечательные, но важнее то, что технология виноделия часто отличается от европейской. Скажем, в Австралии виноград не рос, пока его туда не завезли. В разных частях страны были найдены благоприятные для его выращивания места, и виноделы начали использовать приемы, запрещенные в Европе. В результате легендарное вино Penfolds’ Grange – одно из первоклассных и дорогостоящих вин Австралии (бутылка самого дешевого из них стоит около $200), созданное из винограда, собранного с лучших (но разных) участков страны. Использовать ягоды из разных регионов, расположенных друг от друга на расстоянии сотен, даже тысяч километров австралийцы не стесняются при создании вин подешевле. Таким образом, проблемы с урожаем в одном месте не так сказываются на общем качестве напитка.


Во Франции это совершенно неприемлемо. Бордо и Бургундия – два самых лучших региона по производству красных вин. Но сделать купаж Бордо и Бургундии совершенно невозможно.


В Чили многие австралийские приемы также запрещены. Но давайте посмотрим по карте, насколько Чили вытянута вдоль моря. Здесь есть районы Майпо, Рапель, Касабланка и некоторые другие, о которых знают только специалисты и немногие любители, поэтому говорить о том, что во всей стране собирают хороший урожай, будет неправильно. Все равно где-то он будет плохой, где-то хороший.


Если вы хотите получить информацию о состоянии дел в каком-либо винодельческом регионе, можно обратиться к таблицам или картам миллезимов (миллезим (винтаж) – высококачественное вино из винограда определенного года урожая, указанного на этикетке. – Прим. ред.). В подобных таблицах подается оценка урожаев различных лет. Но не забывайте, что это все-таки усредненное значение, которое описывает вероятное качество напитка. Невысокий балл вовсе не означает, что в регионе, получившем в целом плохой урожай винограда, невозможно найти хорошее вино. 

Залишити відповідь