Исследование показывает: чем беднее страна, тем активнее население стремится следовать интернациональным тенденциям моды.
Исследование предпочтений потребителей в модной индустрии Европы и США, проведенное GfK весной 2007 г., дало некоторые неожиданные результаты. К примеру, оказалось, что законодатели моды отнюдь не всегда сами стремятся одеваться модно. В целом прислушиваться к последнему писку моды предпочитают 35% опрошенных (в исследовании принимали участие 19 стран). При этом самые высокие показатели – в Румынии (51%), России (47%) и Польше (44%). А вот Франция входит в число стран с самыми низкими показателями (26%), находясь рядом со Швецией (27%), Данией (25%) и США (29%).
При этом французы гордятся своей модной столицей – Парижем: 51% опрошенных считают его городом наиболее стильно одетых людей. Такое же мнение сложилось относительно Милана у итальянцев (36%).
Исследование показало, насколько страны одного региона разнятся между собой. А ведь от особенностей предпочтений в каждой из них зависит то, как развиваются отдельные сегменты индустрии моды. Так, для некоторых стран актуальна такая тенденция: чем дальше находится страна от центра моды, тем меньше она признает извне навязанные авторитеты. К примеру, Россия и Турция ставят свои крупные города на второе место по стильности жителей, они же присматриваются к тому, что носят звезды, а это не слишком характерно для Европы в целом.
Какие выводы из этого исследования можно сделать касательно Украины? Тем более что наша модная индустрия еще настолько неоформившаяся, что наша страна в данное исследование не вошла.
«Женские» риски не принимаются
За право быть столицей моды традиционно борются Париж и Милан. При этом как центры моды признают их в первую очередь свои же граждане. Примечательно, что «шовинистически» в отношении моды настроены Россия, Швеция, Польша и Турция, на втором месте после Парижа поставившие собственную столицу. Они полагают, что люди в крупных городах этих стран одеты более стильно, нежели в Милане. Другими словами, находясь вдали от очагов моды, они создают свои модные локальные тренды.
В опрошенных странах одеваться модно стремятся как женщины, так и мужчины – 40 и 30% соответственно. До Украины, по мнению производителей, данная тенденция еще не дошла. «Украинские предприятия, ориентированные на розницу, производят в основном мужскую одежду, потому что мужская мода более консервативна. Женские коллекции до недавнего времени боялись шить, дабы те не остались невостребованными. Недавно этим направлением занялась компания «Арбер». Также с женской одеждой отечественного производства пытается работать магазин Tuso. В Украине пока не очень рискуют вкладывать средства в разработки моделей для женщин, тогда как в мире это считается нормальным явлением, – говорит Александр Соколовский, основатель Украинской недели моды, вице-президент Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности. – Что касается дизайнерского сегмента, то пока в Украине это не оформленный некапитализированный бизнес. Успешными оказываются сторонники разных стилей».
По мнению дизайнера Виктории Гресь, украинцы скорее ориентируются на яркий итальянский стиль.
Звезды – не пример для Европы
Каналы прохождениЯ информации по степени эффективности распределились следующим образом:
- 28% респондентов утверждают: понимание того, что сейчас модно, им дает телевидение;
- 25% обращают особое внимание на витрины;
- 23% прислушиваются к мнению друзей и членов семьи;
- 21% находят вдохновение и информацию в журналах моды и лайфстайл;
- 20% присматриваются к людям на улице и в клубах.
Примечательно, что знаменитости помогают определиться в выборе лишь 11% опрошенных, газеты – 7%, Интернет – 5%. Но это картина в целом. По регионам ситуация может сильно отличаться. Так, если 36% европейцев в первую очередь смотрят на витрины, то в Центральной и Восточной Европе этот показатель составляет лишь 21%, в России – 15% (наверное, потому, что витрин мало. – Прим. ред.). Телевидение набрало наибольший вес в Болгарии (50%), России, Турции, Румынии (по 40%). К мнению близких наиболее часто прислушиваются в Германии и Швеции (по 33%), а также в США (28%). Специализированные издания высоко ценятся в России (35%), Греции, Великобритании (по 27%) и Бельгии (24%). В первых трех странах они занимают второе место – после телевидения. На то, что носят звезды, в большей степени обращают внимание в России, Турции – по 22% (наверное, потому, что именно звезд часто и показывают по телевидению. – Прим. ред.), а также в Великобритании (16%).
А в Украине, кажется, вообще мало знают о моде. «Украинцы не понимают тренды. Они знают бренды, а в трендах разбираются всего несколько тысяч людей. Вероятно, так сложилось потому, что в нашей стране стремятся следить не за одеждой, а иметь статус», – комментирует Александр Соколовский.
Виктория Гресь настроена более оптимистично: «Если говорить об истеблишменте, то для этих людей хорошая одежда всегда очень важна. В последнее время все чаще акцент делается не на общей узнаваемости бренда, а на индивидуальности стиля».
Париж пока – вне конкуренции
|
«Люди мало покупают одежды в магазинах» Александр Соколовский, основатель Украинской недели моды, вице-президент ассоциации «Укрлегпром»: – Доля легпрома в украинской экономике катастрофически падает. В конце 1980-х она составляла 20% ВВП. В 2005 г. этот показатель был на уровне 1%, в 2006 г. – 0,85-0,9%. У нас пока работает довольно большое число предприятий, но в основном по давальческим схемам: в Украину приходит ткань или даже готовый крой, фурнитура, а предприятие-исполнитель получает только плату за работу. Это исключает продажу под собственной торговой маркой, предполагающей наценку, составляющую несколько десятков процентов. Особенность Украины в том, что до 90% население средних и малых городов одевается на рынках или в мелких магазинчиках. По официальным статистическим данным, объем продаж одежды в магазинах, которая проходит через кассы, – около $500 млн. Бюро «Веритас» проводило собственное исследование. По его данным, одежды продается на $4,5 млрд. Но, я думаю, даже эта цифра почти вдвое занижена. |
«Интерес к дизайнерской одежде начал расти» |