Информация на фоне комфорта

Ряды иностранных игроков, желающих зарабатывать в Украине посредством Интернета, пополняются.


2 августа ведущий эстонский медиаконцерн Ekspress Grupp подписал соглашение о покупке за 54,05 млн. евро компании AS Delfi, управляющей интернет-порталами в ряде стран. Данное приобретение превращает концерн в рыночного лидера в странах Балтии в наиболее быстро развивающейся сфере – рекламе в Интернете – и одновременно позволяет ему выйти на украинский рынок. Это стало возможным потому, что чуть раньше на нашем рынке появилась Delfi.


В Украину с инновациями
Приход лидера рынка интернет-СМИ стран Балтии Delfi в Украину понятен и логичен. Для получения прибыли посредством Сети в нашей стране уже созданы более чем комфортные условия. За прошлый год рекламный рынок вырос на 57%, что почти в два раза превышает динамику роста российского (29%). Растут объемы и интернет-рекламы. В денежном выражении это составляет $6-8 млн. Среди стран, в которых на сегодняшний день возможна эффективная работа интернет-портала на русском языке, Украина – самая благоприятная. К тому же, по словам руководства компании Delfi, в Украине не настолько жесткие ментальные барьеры, какие могут встретиться, например, на Кавказе. Украинцев в Delfi считают дружелюбными, открытыми людьми, с которыми можно строить долгосрочный бизнес.


Годовой доход группы Delfi в 2006 г. достиг 6 млн. евро, а это почти половина общего балтийского рынка интернет-рекламы. Годовой рост продаж составляет около 30%.


В 1999 г., когда портал только начинал свою работу в Латвии, другого проекта в прибалтийской Паутине, который бы создавал свой контент исключительно для пользователей Интернета, не было. Тогда в Сети были только поисковики, каталоги и интернет-версии традиционных СМИ, поэтому название Delfi стала в Латвии практически синонимом слова «Интернет». В первые годы существования портала его читали 90% всех пользователей Сети в стране.


Естественно, долго удерживать такую долю аудитории практически невозможно, поэтому в дальнейшем было принято решение в основном ориентироваться на офисных сотрудников в возрасте 20-40 лет. Портал стал настоящим социальным феноменом для региона, поскольку первым позволил пользователям не просто читать новости, но и комментировать их. Таким образом у официального потока информации впервые появился некий неотредактированный и неотшлифованный фон.


Свой успех в балтийских странах учредители надеются закрепить и в Украине. По итогам 2007 г., новый ресурс планирует войти в первую десятку рейтинга bigmir.


Осенью Delfi рассчитывает запустить свою новую версию. Инновацию уже пафосно называют ресурсом нового поколения. Идея заключается в возможности формирования пользователем своей версии портала. Человек сможет выбрать из предложенного контента только то, что его непосредственно интересует. Например, вывести на экран новости спортивного клуба, за который он болеет, определенный сектор политики, прогноз погоды, анекдоты и следить за обновлениями в них.


Создание зоны комфорта
Эксперты выделяют три фактора успеха Delfi: тщательно разработанный интерфейс, строгая политика отбора контента, успешные механизмы и стратегии продаж. Подробнее об этом в эксклюзивном интервью«&» рассказал региональный директор компании Delfi Юрис Мендзиньш.


Изначально разработчики портала придали большое значение интерфейсу. В чем необходимость такого решения?
При запуске портала для разработки интерфейса действительно проведены тщательные психологические исследования, результаты которых были даже запатентованы. Я уверен, что это важно. Информацию о том, что в Украине у власти Ющенко, а в Латвии – Валдис Затлерс, знают и подают многие. Вопрос в том, какой эмоциональный фон предоставляется человеку, когда он об этом читает. Мы должны были создать для наших пользователей фон комфорта.


В чем особенность вашей политики отбора контента?
Во-первых, наша стратегия такова, что мы никогда не будем стремиться размещать100% всех новостей (при всей условности этой цифры). Я верю в правило Парето, которое гласит, что 20% усилий приносят 80% результата. Не хочу говорить, что 20%, возможно 30%, 50% или даже 80% правильно отобранных новостей покрывают потребности почти 99% аудитории. Есть ли в такой ситуации экономический смысл бороться за остальных пользователей, я не уверен. По такому принципу мы работаем в Балтии, так будем работать и в Украине.


Какова ваша стратегия подбора информации: новостей, обзоров, интервью, комментариев?
Мейнстрим. Портал не «желтый» и не впадает в глубокую аналитику. Это не специализированный источник, тем не менее нам важно, чтобы специалисты были вокруг нас и мы могли у них быстро покупать информацию или получать на других условиях. Если в определенном секторе экономики или политики что-то происходит, мы можем быстро найти эксперта, который предоставил бы нам сведения по теме. Одним словом, это общая информация, интересующая всех, которая способна дать полную картину того, что происходит в стране.


В чем особенности вашего стиля подачи информации? Есть ли принципиальная разница с офлайновыми изданиями?
Во-первых, я думаю, что в Интернете человек тратит меньше времени на оценку материала. А конкурент (в данном случае это может быть как другая статья, так и другое издание) – на расстоянии одного щелчка мышки. Пользователь сразу принимает решение, есть смысл это читать или нет, поэтому вся суть должна быть изложена коротко, ясно, точно – так, чтобы все было понятно. С этой точки зрения наш стиль близок к стилю новостных агентств, которые тоже никогда не пишут заголовки из двух слов и излагают информацию по принципу перевернутой пирамиды. Читатель может остановиться в любой момент, и ему все будет понятно. Это определенный сервис для пользователя. Что же касается таких жанров, как обзоры, комментарии, интервью, то единственное их отличие от подачи в оффлайне – объем. В Интернете никто не будет читать 15 тыс. знаков текста, поэтому мы придерживаемся правила, что статья должна быть не более двух тысяч знаков, интервью – не более пяти.


Какие механизмы продаж вы используете?
В самом начале, продавая рекламу, мы продвигали в медиаагентствах и у наших рекламодателей не Delfi, а Интернет как таковой. Объясняли, почему реклама в Сети – это хорошо. Есть ряд аргументов, которые не сняты с повестки дня даже сегодня. Во-первых, данная реклама достигает офисных сотрудников, на которых трудно повлиять с помощью какого-либо другого медиа в течение дня. Во-вторых, есть категория людей (в основном молодежь), которых трудно вообще чем-либо достать, кроме как Интернетом. И третий аргумент: любое новое медиа, которое уже имеет свою аудиторию, мало насыщено рекламой. Благодаря этому можно быть довольно хорошо услышанным. Такие аргументы мы предъявляли медиапланировщикам. Нашей целью было попасть в медиамикс вместе с традиционными средствами массовой информации. У нас это получилось.


Был еще один важный фактор: при общении с рекламистами мы не использовали так называемые хиты и хосты (очень популярные технические выражения для определения аудитории в Интернете). Мы говорили исключительно о живых людях. Нас поняли, и сейчас мы являемся органической частью медиарынка. К тому же говорим с медиаагентствами и нашими клиентами напрямую, не используем баннерные сети, поэтому каждый клиент точно знает, что он купил, каков объем его экспозиции и за какую аудиторию он заплатил. Результат налицо: у себя в регионе половину рынка интернет-рекламы в денежном выражении занимаем мы.


Чем вам не нравятся баннерные сети?
Мы действительно не практикуем и не продаем баннерные сети. Как я уже говорил, предоставляем своему клиенту возможность рекламировать себя для людей, которых мы можем как-то описать, и не оперируем анонимными наборами кликов. Нам ближе немного другой уровень сервиса. Мы стараемся быть не просто продавцами технических вещей, а маркетинговыми партнерами, как бы возвышенно это ни звучало.


Кроме рекламы, какими еще механизмами получения прибыли с помощью Интернета вы оперируете?
В Латвии мы развиваем также такие направления, как community-site, ряд услуг, которые оплачиваются с помощью sms-сообщений, предоставляем дисковое пространство для хранения фотографий, видеоматериалов и др. Кроме того, стоим на пороге нового направления в бизнесе. Возможно, скоро мы уже будем зарабатывать еще и на поставке контента для цифрового телевидения и мобильных телефонов. А почему бы в этих целях не использовать те самые порталы, которые сейчас уже работают.


Как вы считаете, каким образом интернет-СМИ должны регулироваться законодательством? Могут ли интернет-проекты приравниваться к другим видам СМИ?
Над разработкой законодательства мы много работали с правительством Латвии, но пока в нашей стране этот вопрос повис в воздухе. Сейчас Интернет к СМИ в Латвии не относится. В 2003 г. не без нашей инициативы появился законопроект, согласно которому Интернет причислялся к СМИ, но там были оговорки по поводу отличий в ответственности между интернет-редакциями и печатными изданиями. Одинаковые условия работы для них просто невозможны, поскольку любой интернет-проект состоит из двух частей: редакционная и так называемый user created content. Ни один владелец сервера не будет брать на себя ответственность за то, что внутри. По этому поводу в Интернете даже существует Декларация свободы. Но, к сожалению, разработанный законопроект не был принят, и мы опять оказались на той же стадии, с которой начинали. На данный момент по этому вопросу наша позиция такова: все, что разрешено в реальном мире, разрешено и в Интернете; все, что запрещено в реальном мире, запрещено и в Интернете. Поэтому если кто-то совершает преступление или оскорбляет кого-то в Сети, полиция иногда обращается к нам за IP-адресом, и мы его даем. Человека находят и наказывают. Например, за день до начала Евровидения в Латвии в 2003 г. в Интернете появился человек, который из-за национальных разборок обещал что-то там взорвать. Полиция обратилась к нам, мы дали IP-адрес, человека за два часа обнаружили и задержали. Каждый должен отвечать за то, что говорит.







Балтийская информированность
AS Delfi управляет семью интернет-проектами на русском, эстонском, латышском и литовском языках. Доходы концерна от продаж составили в 2006 г. 5,8 млн. евро. Прогнозируемый оборот в 2007 г. – 7,4 млн. евро, а ориентировочная прибыль от основной деятельности – 2,7 млн. евро. Ожидается, что и ближайшие годы оборот вырастет на 30% в год, и рентабельность останется в пределах 35-40%. В конце 2006 г. количество пользователей Delfi в странах Балтии достигло 1,8 млн., причем ежедневно сайты Delfi посещают примерно 700 тыс. чел.
Ekspress Grupp – медиаконцерн, продукцией которого пользуется свыше 60% населения Эстонии. Его история началась в 1989 г. с издания ежедневной газеты, а с 1992 г. издаются и журналы. Сейчас концерн представлен практически во всех сегментах издательского и информационного бизнеса. Оборот в 2006 г. – 59 млн. евро, чистая прибыль – 6 млн. евро. Штат – 2000 человек. Прийт Лейто, председатель правления концерна, сообщил: «Ключевое направление развития для нас – Украина, поскольку ее рынок самый быстрорастущий. В странах Балтии интернет-покрытие довольно высоко, а потому географическое расширение является для нас хорошим шансом».

Залишити відповідь