Пословицу «Тише едешь – дальше будешь» Андрей Данилко перефразировал по-своему: «Гораздо большего можно достичь, не тупо взлетая на лифте, а интуитивно поднимаясь пешком по лестнице».
«Человек простой воспринимает Сердючку как певицу на полном серьезе. Эстет или сноб воспринимает это как стеб, как прикол. И каждый получает свое»
«Превыше всего на свете ценю интуицию, – сказал известный кинорежиссер Дэвид Линч. – Она объединяет мышление и чувство вместе, она выше, чем интеллект и эмоции, взятые по отдельности». Психологи считают, что интуиции нельзя обучить (с этим надо родиться), но ее можно тренировать. Для этого надо, чтобы перед глазами был пример интуита, добившегося успеха в бизнесе и в жизни. Всемирно признанные интуитивисты: Билл Гейтс (обладает мощным даром предвидения), Джордж Сорос (наделен сверхчутьем на деньги), Джеймс Камерон (режиссер «Титаника», начал карьеру с мастера по спецэффектам), Тед Тернер (с нуля создал CNN, руководствуясь сугубо личным вкусом). Все эти люди прислушались к своему внутреннему голосу и действовали не по готовым рецептам. Их методы работы называют интуитивным маркетингом, который имеет еще несколько дополнительных определений: эмоциональный, магнетический, творческий, шоу-маркетинг. Но суть его одна: способность делать правильные выводы при отсутствии полных данных. Познакомиться со схемами их действий всегда полезно, однако зачем далеко ходить за примером, если он рядом?
Об интуитивном гение Андрея Данилко многие профи от шоу-бизнеса если и не говорят вслух, то уж думают наверняка. Он не сразу нащупал образ Верки Сердючки, который сейчас знают все и который давно превратился в популярный бренд. Сначала проводница Верка была «здоровым человеком из народа», а когда стала петь, то это уже было «гармонией между творчеством и жизнью», провозвестником нового большого бума. Но как он мог все предугадать? Что это, – расчет, везение или интуиция?
Андрей Данилко специально для «&» сам расставил все акценты: «Это исключительно интуиция, чутье. А дальше – опыт и движение вперед. Методом проб и ошибок надо было достичь гармоничности образа, расти вместе с персонажем. Когда меня отговаривали от того, чтобы Сердючка запела, я все равно умышленно позорился с неудачными первыми песнями, потому что знал: с разными музыкальными жанрами можно экспериментировать до бесконечности. И придумал Сердючке классную «фишку» – сделал ее певицей. Время показало, что это работает. Теперь она может петь все и сколько угодно – настолько у нее широкий диапазон!». (Смеется)
Бесконечный небоскреб: идти вперед и не сдаваться
О проекте «Верка Сердючка» можно говорить как о творческом долголетии – 15 лет держится и еще столько же продержится. Долгожительство – основной показатель успеха в шоу-бизнесе. Таких – единицы. Почему? Как оказалось, некоторые из них не любят лифты.
О вреде лифтов А. Данилко сказал следующее: «По поводу начинающих артистов можно привести такой пример. Почему их путь так быстро заканчивается? Потому что они не идут по лестнице, а садятся в лифт, нажимают кнопку и хотят быстро взлететь на какой-то там этаж, не прилагая при этом никаких усилий. А это чревато тем, что лифт может застрять между этажами или сорваться с тросов. В итоге они летят вниз и исчезают. А мы не пользуемся лифтом принципиально. Интуитивно поднимаемся пешком по лестнице на нужный нам этаж. У нас есть время остановиться на площадке между этажами, посидеть, подумать, оценить свои силы. Потом снова идем. Я до сих пор не знаю, сколько этажей в этом доме. Но точно знаю, что мы идем вверх и что это не дявятиэтажка и даже не четырнадцатиэтажка. Этот процесс сейчас постоянно растет, а дом превращается в какой-то бесконечный небоскреб. И я не знаю, сколько еще впереди этажей, но предполагаю, что идти придется еще долго-долго. Главное – быть уверенным, что дойдешь, и не сдаваться. А помогает мне в этом, я думаю, честное отношение к работе, требовательность к себе, любовь и уважение к публике. В моем лексиконе нет слова «халтура». Даже если это заказное корпоративное выступление, мы выкладываемся полностью, как на концерте».
«Вы попробуйте очень просто сказать о сложном. Во все, что делаю, я вкладываю смысл. Я-то всегда понимаю, о чем пою»
Равняться на Мадонну нам не подходит
Если Человек берет на себя очень много функций, его успех противоречит законам шоу-бизнеса, потому что он может быстро исписаться, устать, испариться. Андрей сам себе продюсер и режиссер, сам исполняет главную роль, пишет музыку и тексты, сам разыскивает наряды для Сердючки. Это удавалось только Чарли Чаплину, который даже музыку к своим фильмам сам сочинял. Продюсер Андрея Юрий Никитин говорит о нем: «Я не встречал более трудолюбивого человека, чем Данилко. Например, альбом «Ха-ра-шо» был записан в рекордные сроки – за две недели». Режиссер Максим Паперник: «Главная черта Андрея – гипертрофированная требовательность. Он во все вникает – в эскизы декораций, постановку света. Приезжает на площадку, берет сценарий, читает и говорит: «Нет! Мне это не нравится. Сейчас все переделаем – и будет хорошо». Ему необходимо, чтобы смешное рождалось прямо на глазах». Многие опытные профи не выдерживают значительно меньшего груза обязанностей, чем тот, который взвалил на себя Андрей Данилко.
Тем не менее, когда в разговоре с ним я заметила, что, перегрузив телегу, можно и лошадь потерять, он мгновенно парировал: «Дело в том, что я бы и рад передать некоторые свои полномочия другим профессионалам, но не получается, потому что никто не понимает Сердючку до конца правильно. Например, дизайнеры, которые пробовали создавать Верке одежду, одевали ее, как женщину, а ее нужно одевать, как персонаж. Есть вещи, которые в ней абсолютно нельзя менять, потому что она сразу перестанет быть Сердючкой. Это все равно, что у Чарли Чаплина отнять котелок. Приходится вникать в каждую мелочь, ведь мой жанр не имеет аналогов. Не с чем сравнивать, не на кого равняться. Конечно, Сердючка своей исключительностью всех удивляет, но иногда от этого страдает качество: никто не знает, как это должно быть. Если клоуны ориентируются, скажем, на Чарли Чаплина или Юрия Никулина, а певицы – на Мадонну, им все понятно. Приходят к аранжировщику и говорят: «Сделай мне, как у Мадонны». А с нами сложно. Не все берутся, не все могут. Потому что «как у Мадонны» нам не подходит. Меня до сих пор не устраивает качество моего исполнения. Но мне нравится, что есть так называемая многослойность: человек простой воспринимает Сердючку как певицу на полном серьезе, а эстет или сноб воспринимает это как стеб, прикол. И каждый получает свое».
Все время быть в рабочем состоянии
В шоу-бизнесе, несомненно, должен быть талант, но не обязательно певческий, как в случае с Андреем Данилко. Скорее некий интегрированный: гармония внешности и голоса, репертуара и движения, одежды и жестов, гармония со временем и народом.
О важности ассоциаций Андрей сказал: «Вскоре после того, как ты перестанешь выдавать продукт, необходимый людям в данное время и отвечающий их настроению именно сейчас, ты перестаешь быть для них интересным. Твое время кончилось. Работать надо. Нужно все время быть в рабочем состоянии, нарабатывать разные штучки, искать идеи и решения, которые будут удивлять публику. И когда приходит случай показать, ты к нему готов. Вот в «Юниверсал» (крупнейшая мировая рекординговая компания. – Прим. ред.) увидели Сердючку на «Евровидении», затем специально приехали на «Таврийские игры» посмотреть, как люди реагируют. А вдруг на «Евро» был случайный, одноразовый успех? Надо бы проверить. И они пересмотрели кучу материалов, клипов. Были в восторге от клипа «Гоп-гоп» десятилетней давности, где все сидят за столом. Сказали: «Очень стильно, ничего не меняй, нам все понятно». Сейчас я придумал новую «фишку» – новому альбому дал определение – «ассоциативное искусство». Что это значит? Я могу произнести несколько слов, например: «Михаил Горбачев, сенкью вери мач» – и все, больше там ничего нет, просто с разными интонациями это произносится, музыка направляет человека, и каждый это понимает по-своему. Для кого-то М. Горбачев – человек, разрушивший систему, для другого – способствовавший объединению Германии. А для меня – это детство. Очень хороший период все равно связан с Горбачевым. Я считаю, такое многоточие должно быть в искусстве. У каждого человека должны возникать ассоциации. Атмосфера то ли грусти, то ли радости. Тогда ему это будет дорого».
Нести энергию, оптимизм и сексуальность
Быть интересным большинству – прерогатива только очень большого артиста. Это редкий случай. Как говорил известный продюсер Юрий Айзеншпис, «уверять, что наш народ все «схавает», совершено неправильно. Он «схавает» лишь то, что ему вкусно и привычно».
Данилко о силе позитива: «Здесь главное – нести энергию, оптимизм и сексуальность. Быстрая музыка лучше слушается в машине, под нее веселее отплясывать в кабаке, она дает энергию и вкус к жизни. Но здесь требуется особое искусство и чутье, чтобы, сделав продукт простым и доходчивым, не впасть в примитивизм, в частушки. Вот в чем «фишка». В моем жанре очень важно чувство меры и внутренний стержень – умение держать баланс. Когда я написал песню «Все будет хорошо!», моя жизнь изменилась, реже стало приходить уныние, возникать депрессия. Фразой «Если нам скажут: «Ваш поезд ушел», мы ответим просто, что подождем другой» я попал в десятку. Сам для себя понял, что надо бороться за свое счастье. Надеюсь, другие тоже что-то поняли. Даже если одному человеку Сердючка помогла, я счастлив. Для меня цель искусства – сказать человеку: «Тебе плохо? Нам тоже не очень хорошо, но вместе будет веселее!». Кстати, я в детстве хотел быть врачом. По-моему, я этого достиг, но только другим способом.
Вообще, если я что-то понимаю в интуитивном маркетинге, то, как мне кажется, все начинается с любви. Сложно создать что-то новое, опираясь только на рациональность. Новое требует страсти и сексуальности – того, что может дать только любовь. В этом смысле можно сказать, что создание бренда требует любви.
Сердючка в любви расцветает, у нее все песни о любви – сплошной позитив. Я на «Евровидении» иностранцам объяснял, что Сердючка – это украинская Золушка, украинская мечта, это проводница, которая стала звездой. Она похожа на мечтающего человека и потом начинает жить в этих своих мечтах. Это шоу успеха, массовый психоз, сумасшествие. Это такой же прикол, как если бы поехала Масяня на «Евровидение» от России. Мы можем себе позволить такой прикол. Все ведь понимают, что первое место – это политическое место. Реально мы могли бы победить. Но все же это – шоу, и относиться к этому надо, как к шоу».
Создавать вневременной продукт
Специалисты считают, что интуитивный маркетинг – это выполнение каких-либо действий, не осознавая того, что это маркетинг. Так и Андрей Данилко интуитивно пришел к авторскому маркетингу – везде должна быть видна индивидуальность и творческий почерк. Он к этому стремится. По мнению профессионалов, Сердючка – пародия на китч, то есть гораздо более высокое искусство, чем кажется непосвященным людям. Сэмюэль Голдвин в свое время произнес фразу: «Нам необходимы новые штампы», имея в виду, что люди связаны стереотипами. Но если ты умеешь сыграть на стереотипах и в итоге превратить банальность в великую банальность, успех тебе обеспечен в любые времена.
Данилко о том, что его не забудут: «Я постоянно подчеркиваю, что настоящая звезда в моем понимании – это человек, который может сделать то, чего другие не умеют, у которого есть свой ярко выраженный почерк. Всех остальных я называю «поющими трусАми». Сейчас время артистов с индивидуальным творческим лицом. Впрочем, как и всегда. Ведь невозможно повторить А. Райкина, Ф. Раневскую, Ч. Чаплина. Мне нравится смотреть старые советские фильмы с Пляттом, Леоновым, Мироновым, Гафтом, Джигарханяном. Эти фильмы вне времени, их хочется смотреть постоянно, всегда находишь в них новые нюансы. Я сам поставил себе задачу создать вневременной продукт, который зрители захотят посмотреть снова и снова, даже через много лет.
Я точно знаю, что через 30 лет мы можем участвовать в ретроконцертах – постаревшие исполнители с песнями, символизирующими то время. Ведь для кого-то песни Сердючки – это сейчас детство. Они вырастут и будут орать: «Все будет хорошо!». А мы с Инкой (актриса, которая играет маму) будем ходить к пластическим хирургам и продлевать молодость».
Гениальная простота – вот к чему надо стремиться
Вывод из всей этой «истории про лифты». Андрей Данилко давно следует принципу: «Если и надо кому-то что-то доказывать, то только самому себе». В этом тебе помогут только твоя интуиция, твой талант и твоя смелость. Не беда, что это действует как исключение из правил вопреки всем законам шоу-бизнеса и бизнеса вообще. Здесь присутствует мораль. Замечательно сказал кто-то: «Большинство неудачников – это люди, которые не поняли, как близки они были к успеху, когда сдались».
Данилко о простоте со смыслом: «Для меня более важным моментом является даже не успех, а развитие образа. Нужно все время себя спрашивать: «А дальше что? Куда идти?», иначе будешь обречен на повторение. Нет ничего более сложного, чем поддерживать зрительский интерес к неизменному амплуа. Я всегда подчеркиваю, что Сердючка не певица. Она – грустный клоун, философ, мудрец. Мне как продюсеру Сердючки надо, чтобы происходило развитие персонажа. Я так же, как вы, за ней наблюдаю, замечаю, как на каждом этапе своего развития она удивляет людей, все за ней следят, и им интересно, потому что есть интрига. А наполнять песни сложным смыслом – это сейчас никому не нужно. Вы попробуйте очень просто сказать о сложном. Во все, что делаю, я вкладываю смысл, потому что всегда понимаю, о чем пою. Например, философия песни-считалочки «Дансинг» очень проста: «Живите не для того, чтобы танцевать, а танцуйте для того, чтобы жить. Двигайтесь – и всего добьетесь!». Мне очень приятно, что эту песню подхватила вся Европа. Гениальная простота – вот к чему надо стремиться».
Этажи превращения Верки Сердючки в бренд украинской мечты |
Интуитивный генератор позитива |
Крепкий конденсат от Верки Сердючки |