с 2003 года «Комп&ньоН» ежегодно проводит рейтинг «10 Компаний, которые вдохновляют». Начиная этот проект, мы хотели изучить представления руководителей крупных и средних фирм о наиболее успешных игроках рынка и на основе их оценок сформировать рейтинг вдохновляющих компаний.
По мере развития проекта совершенствовалась и методика проведения исследования, по результатам которого выводился итоговый рейтинг. В нынешнем году нашим партнером была одна из ведущих украинских исследовательских компаний MASMI.
Исследование проводилось в июле-августе 2007 г. в два этапа. На первом, в июле, чтобы обеспечить необходимую валидность результатов, было проведено качественное исследование с целью конкретизации концепта «Компания, которая вдохновляет». Состоялись 25 глубинных интервью с экспертами. Выборка квотировалась по пяти категориям (топ-менеджеры, специалисты в области маркетинга и PR, финансов, HR и производства). Анализ результатов экспертных интервью позволил выявить 38 характеристик успешной компании. Они были положены в основу разработки анкеты, использовавшейся для экспертного опроса.
На втором этапе, в августе, проводилось количественное исследование, по результатам которого и выводился итоговый рейтинг. Всего в опросе приняли участие 120 экспертов (50% топ-менеджеров и 50% специалистов). Им вначале предлагалось оценить «идеальную» успешную компанию по выявленным ранее 38 характеристикам. Благодаря этому удалось получить факторную структуру представлений экспертов об успешной компании и определить профиль «идеальной» эффективной компании. Всего было выявлено 11 факторов.
- Корпоративная политика
- Стремление к лидерству
- Клиентоориентированность
- Известность (репутация)
- Инновационность
- Нестандартность маркетинговых решений
- HR-политика
- Социальная ответственность
- Заинтересованность собственников
- Внедрение современных технологий
- Рыночная ориентация
Чтобы повысить объективность рейтинга и обеспечить надежность полученных результатов, также определялась степень однородности экспертных оценок «идеальной» успешной компании. Было отобрано 100 экспертов, мнения которых максимально согласованы. Рейтинги рассчитывались на основе результатов именно данной группы.
Для составления рейтинга использовались результаты второй части опроса, где экспертам было предложено самим назвать пять известных им успешных компаний, работающих в Украине, и оценить каждую из них по тем же 38 характеристикам, что и «идеальную» успешную компанию.
После обработки результатов компании были проранжированы по степени их соответствия профилю «идеальной» компании. Ранжирование проводилось с учетом отличий профиля каждой компании-номинанта от профиля «идеальной» компании по 11 факторам, которые, по мнению экспертов, являются интегральными индикаторами успешности. Каждый из этих факторов применительно к «идеальной» компании имеет свое значение нагрузки, полученное в результате обработки мнений экспертов. Их совокупность и определяет профиль «идеальной» компании.
Для каждого победителя рейтинга были получены профили, отображающие их индивидуальное своеобразие в пространстве факторов успешности. Эти профили можно увидеть в статьях, посвященных победителям.
Также мы публикуем список компаний, вошедших, кроме победителей, в шорт-лист. Они тоже проранжированы в зависимости от степени близости профилю «идеальной» компании. На наш взгляд, эти компании достойны внимания.
Компании Степень соответствия «идеальной», %
- Киевстар 80%
- Макдональдз Украина 77%
- Dragon Capital 69%
- Инком 67%
- Мегаполис (ТМ Хортица) 64%
- Nemiroff 58%
- Сандора 55%
- XXI Век 45%
- Эрнст энд Янг 41%
- Укрсоцбанк 30%
Примечание. Рейтинг составлен с учетом близости (соответствия) оценки компаний профилю «идеальной» успешной компании.
«Энтузиазм – основа любого прогресса».
Генри Форд
«Две трудные задачи стоят перед человеком. Во-первых, знать, когда начать, во-вторых, когда закончить!»
Гете
«На первое место мы поставили бы клиентоориентированность»
Татьяна Негри, ассистент директора компании
«Оптима-лизинг»/SIXT
На ваш взгляд, присматриваются ли украинские компании сейчас к лучшему опыту, имеющемуся не только в их отрасли, но вообще на рынке?
Присматриваются. Хотя бы потому, что многие фирмы являются дочерними структурами крупных финансовых групп, банковских структур, ведущих бизнес в развитых странах Европы, следовательно, выдвигающих высокие требования и к своим компаниям на украинском рынке. Кроме того, в условиях растущей конкуренции компании хотят получать оперативную информацию о конкурентах, понимать свое место на рынке, формировать конкурентоспособные продукты.
Какой положительный опыт украинские компании уже накопили?
Прежде всего – опыт преодоления препятствий, работы с клиентами, продвижения своих услуг, даже таких до недавнего времени еще совсем незнакомых для украинского рынка финансовых инструментов, как лизинг.
Сейчас накапливается опыт в области законодательной инициативы. Компании осознали необходимость формирования лоббистского ресурса и установления диалога с законодательной и исполнительной властями, чья деятельность является продуктом первой необходимости для развития рынка в целом.
Говоря об «идеальной» компании, эксперты рейтинга назвали несколько ее главных качеств и проранжировали их. Насколько их мнение совпадает с вашим?
На первое место мы поставили бы клиентоориентированность, поскольку это, как нам кажется, главное в разработке стратегии компании и HR-политике, которые являются базой для успешной деятельности компании. И далее, как инструменты политики, направленной на максимальное удовлетворение потребностей клиентов и достижение успеха, мы назвали бы стремление к лидерству, нестандартность маркетинговых решений и инновационность. Только все в комплексе может способствовать возрастанию социальной ответственности. Такова, на наш взгляд, стратегия лидерства.
Особенность исследования – однородность выборки
Станислав Чиглинцев,
генеральный директор компании MASMI:
– Выбирая методику исследования, мы стремились решить несколько задач.
Во-первых, хотели использовать те критерии оценки деятельности компаний, которыми обычно пользуются представители украинского бизнес-сообщества. Ведь именно они выступили экспертами в исследовании. Чтобы обеспечить необходимую валидность результатов, на первом этапе было проведено качественное исследование с целью конкретизации концепта «Компания, которая вдохновляет».
Во-вторых, для повышения объективности рейтинга и обеспечения надежности полученных результатов на втором этапе мы хотели провести количественное исследование на однородной выборке экспертов.
Всего в экспертном опросе приняли участие 120 экспертов. Для формирования однородной экспертной выборки использовался коэффициент конкордации (согласия) Кендалла. На основе расчетов этого коэффициента были отобраны эксперты, мнения которых максимально согласованы. Рейтинги рассчитывались на основе обработки их анкет. Для обработки результатов количественного исследования и составления рейтинга использовались факторный, регрессионный и дискриминантный анализы, тетрахорпический коэффициент корреляции.
Главная сложность данной методики – трудоемкость самой процедуры исследования. Однако мы надеемся, что усилия, потраченные в этом году, сторицей окупятся в будущем. Нам удалось оптимизировать инструментарий составления рейтинга, и в дальнейшем процедура исследования упростится. Кроме того, мы рассчитываем в будущем квотировать выборку не только по профессиональным, но и по географическим признакам, а именно учитывать специфику концентрации капитала в различных регионах и жестче квотировать экспертную выборку по регионам.
Победители частных рейтингов Корпоративная стратегия Стремление к лидерству Клиентоориентированность Известность Инновационность Нестандартность маркетинговых решений HR-политика Социальная ответственность Заинтересованность собственников в развитии бизнеса Внедрение современных технологий Рыночная ориентация |