Распорядитель эмоциональными ресурсами

По мнению Марка Захарова, театральный проект может быть успешен только при условии преобразования его в энергообмен, несущий радость.


Давным-давно Конфуций дал определение хорошего правительства: «Если сердца его членов чисты, значит, их личности развиты; если их личности развиты, значит, их семьи благоденствуют; если их семьи благоденствуют, значит, в областях достойное управление; если в областях достойное управление, значит, вся империя живет в мире и счастье». Но этот момент всегда бывает упущен во всех планах создания лучшего правительства, а именно: все должна венчать радость. Об этом мало кто думает в бизнесе. Немногие знают, что муза в бизнесе (как и в искусстве) не приходит только за деньги. Марк Захаров, управляя «Ленкомом» 35 лет, об этом и думает, и знает: «Если ставишь спектакль для большого зала, приходит ощущение праздника. Поток энергии, преобразующийся в энергообмен, вызывает у зрителя устойчивое чувство удовольствия. Если ставишь для малой сцены, получаются посиделки. А посиделки – не мое. Поэтому театры-студии не люблю. Я не приемлю одностороннего энергетического потока, пусть даже как у гениального Гротовского. Меня интересует и влечет совместный энергетический экстаз актера и зрителя. Мы всегда обращаемся к сердцу. Именно оно все определяет. Человеческое сердце – главный театр. То, что происходит снаружи, в мире – только эхо той мистерии, что разыгрывается в душе каждого человека».


Великий режиссер рассказал «&» о своем видении театрального маркетинга, делая акцент на таких важных его составляющих, как стратегия энергии вовлечения зрителя в творческий процесс, энергетический потенциал коллектива, управление коллективной энергией группы единомышленников.


Всегда полезно придумать свои правила
«Первая и, по сути, единственная предпосылка хорошего стиля – когда человеку есть что сказать». Резковатое высказывание Шопенгауэра, но оно все ставит на свои места. Тех, кому действительно есть что сказать, в этом мире мало. Этим-то они и ценны. Марк Захаров – давно узнаваемый бренд. Его спектакли постоянно захватывают зрителя своей энергией, азартом, сценическим буйством, парадоксом и занимательностью. В свои 74 года Захаров является генератором активной творческой энергии. Хоть с виду он человек спокойный, сдержанный и скромный, но у него есть страстные порывы, которые он облекает в театральную форму. Если и есть у него вкус к лидерству, то только для того, чтобы указать направление и показать другим, как надо конкретно воплощать этот проект. В начале карьеры у него была серия неудач: к нему относились как к «гласу вопиющего в пустыне», теперь же он стал силой, с которой нельзя не считаться. И не только в искусстве, но и в жизни. Для него искусство и жизнь едины. Его желание сделать искусство частью нашей жизни вызывает подозрение. Но как неоднозначная и одновременно знаковая личность, он всегда в фокусе внимания.


Марк Захаров хоть и утверждает, что давать советы в режиссуре, так же, как в любви, занятие бесперспективное, но постоянно их дает. Его всегда мучила загадка: «Чем больше думаешь об успехе, тем меньше шансов его добиться». На вопрос, сумел ли он для себя решить эту загадку с приобретенным жизненным опытом, он ответил, что «всегда полезно придумать свои правила, держаться их, а если надо, то свободно их менять, прислушиваясь только к собственной интуиции. Не стоит бояться менять свои воззрения и убеждения».


Театр – искусство коллективное
Мы привыкли сЧитать, что для хорошей постановки необходимы большие материальные затраты. На самом деле спектакль может идти и на голых досках. Единственное, что по-настоящему необходимо – это иметь единомышленников.


Марк Захаров: «Сегодня тезис «театр – искусство коллективное» приобретает новое значение, потому что сегодняшний серьезный спектакль по своей технологической сложности, я убежден, не уступает космическому аппарату. И одному человеку придумать и запустить на орбиту такую надежно функционирующую систему не по силам. В связи с этим в современном искусстве так же, как в науке или в бизнесе, происходит все более узкая специализация. Режиссер все чаще мечтает о большой команде, разрабатывающей один общий замысел. Но спектакль должен монтироваться из самостоятельно и талантливо сделанных блоков, тщательно подгоняемых в единое целое. Я не отрицаю, что в отдельные ключевые моменты понадобится одна-единственная воля, мозг и интуиция режиссера. Но все остальное время нужен конгломерат разнородных творцов, не повторяющих друг друга. Важны сотрудники, соавторы, важен постановочный коллектив, индивидуальная одаренность каждого. Для меня, например, очень важно, затевая очередной театральный проект, таким образом формировать группу сотворцов, чтобы автором текста был писатель, как Андрей Вознесенский. Нужен композитор уровня Алексея Рыбникова. И художник с таким пространственным талантом, как у Олега Шейниса. Я перечислил лучших. Конечно, это мечта, идеал, к которому надо стремиться».


Эмоциональная мотивация всегда работает
В свое время он так глубоко изучал все, что связано со словом «энергетика», так всем надоел, что дома ему категорически запретили его произносить. Но тем не менее стратегия энергии вовлечения им разрабатывается постоянно. Он считает, что очень полезно рассматривать сегодня спектакль как серию опытов с психикой зрителя. И превращает театральный проект в пружину для интенсивного нервного «облучения» человека, пришедшего в театр. Для этого надо быть психотерапевтом по отношению к актерам и гипнотизером по отношению к зрителю.


Марк Захаров: «Режиссура в моем понимании – это умение распоряжаться эмоциональными ресурсами людей, вовлечения их в стихию творения. Это все сознательные и подсознательные воздействия на психику человека, все разновидности превращения собственных намерений в комбинации зримых и энергетически ощущаемых процессов. Можно придумывать разные фокусы воздействия на зрителя. Меня, например, очень потряс когда-то опыт Роберта Осейна и вызвал много раздумий о том, что есть наша профессия и какими рычагами воздействия обладает. Он поставил библейский спектакль на огромном стадионе и воссоздал историю, как Христос накормил четыре тысячи человек семью хлебами. Но как он это сделал? Сначала Христос достает из своих одежд стандартную французскую булку и передает апостолам. Но потом он обращается к трибунам стадиона и просит всех имеющих хлеб поделиться им с другими людьми. На всех трибунах зрители получают хлеб, надламывают и передают выше. Ощущение ни с чем не сравнимое. И хлеба хватает всем. Понятно, что с точки зрения нашей профессии это трюк. Придуман такой достаточно простой фокус. Простой по мысли и исполнению. Ну и что? В этой простоте – его режиссерское величие, потому что такая эмоциональная мотивация всегда работает».


Просчет успеха на уровне афиши
На вопрос, как в одном Человеке может сочетаться неугасимая потребность в радости и скептический прагматизм, Марк Захаров ответил не сразу, потому что его этот момент сочетания несочетаемого тоже часто мучает: «В театре вообще не все получается из того, что хочется. И я как раз человек нерациональный, во мне бушует «авось», русские просторы. Но романтизм, наверное, превалирует. И радость бесшабашная, часто немотивированная. Но комиком я себя не считаю, я скорее – веселый человек. Но это не значит, что я постоянно веселюсь. Да, прагматизм присутствует, потому что я постоянно все просчитываю. В последнее время просчитываю две вещи: финал первого акта и финал спектакля. И еще просчитываю, чтобы проект был интересен уже на уровне афиши. Но на такое – написать на афише просто «Феллини. Сатирикон», как это позволил себе Феллини, я не решусь. Но в то же время никогда не скрываю, что мною движут тщеславие и амбиции, чтобы «Ленком» был театром посещаемым, чтобы билеты на улице спрашивали».


Музыка как взрыв эмоций
Музыкальные спектакли – одно из направлений поиска режиссера, которое всегда заканчивалось триумфом и аншлагами в Москве и на всех гастролях. «Юнона и Авось» перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни, но ни темпа, ни энергии чувств не потеряла. Этому у Захарова есть свое объяснение: «Зрительская потребность в современном проблемном музыкальном спектакле огромна, и не только среди молодежи. И не только в нашей стране. Мы почувствовали это в парижском театре «Эспас Карден» во время гастролей спектакля «Юнона и Авось». Мы знали, что порой наш спектакль может трогать, и даже до слез, но таких зареванных глаз на наших спектаклях я никогда прежде не видел. В сцене прощания Резанова и Кончиты, случалось, некоторые земляки наши, потерявшие родину, рыдали навзрыд. Зал был небольшим, он быстро, в иные мгновения взрывоподобным образом, наполнялся нервными биотоками. Поток актерской энергии воссоединялся с нервной энергетикой зрительного зала, и возникал акт совместного театрального экстаза, взаимного и глубокого контакта на разных уровнях сопереживания. Следы энергетических потоков, рожденных в театре, продолжают свою жизнь, временами оказывая незримую духовную поддержку и порождая самое ценное, что только есть в театральной среде, – вдохновение. Оно приводит не только к прорывам в новое эстетическое качество. Вдохновение – источник созидания объектов с более плотной материальной основой. Есть фотографии узоров из песка, которые насыпают буддистские монахи. Они трудятся целый день, чтобы вечером смыть результаты своего труда в реку. Потому что важен процесс, а не результат, и само состояние вдохновения бесценно».


Гипнотический контакт только позитивный
ПонЯтно, Что длЯ запуска «космического театрального корабля» часто требуются и космические деньги. Марк Захаров как-то сказал, что готов поставить стриптиз-шоу, если дадут $10 млн., так как за эти деньги можно много полезного сделать. На вопрос, чего он все-таки никогда не сделает в профессии даже за большие деньги, он рассказал историю: «В давнем прошлом существовала одна изощренная азиатская казнь. Вокруг жертвы садились в круг люди с сильной нервной системой, очень развитой волей и долго молча смотрели на нее. Через некоторое время жертва начинала испытывать тревогу, испуг, ужас и так далее по нарастающей. И так до самой смерти, которая наступала в полной тишине. Никто не совершал никаких физических движений, человек уничтожался с помощью мощного коллективного разрушительного потока биологической энергии. Вот что может при желании совершить «группа единомышленников». Механизм подобного действа имеет прямое отношение к современному театру. Только однозначно нужно исключить его разрушительную цель. Этим я никогда не буду заниматься. Все мои мысли сейчас сосредоточены на поиске системы необходимых тренировочных упражнений для установления в зрительном зале плотного гипнотического контакта. Но без разрушительной силы. Только радость и позитив».







Составляющие успешности проекта от Марка Захарова



  • Успешный спектакль надо рассматривать как монтаж экстремальных ситуаций.

  • Обстоятельства, в которые попадают герои, должны создавать для них режим крайнего внутреннего напряжения, как в гоголевском «Ревизоре».

  • Ситуации, в которых оказываются герои, должны вызывать обязательное зрительское сопереживание, задевать зрителя за живое.

  • Выход из создавшейся ситуации должен быть непредсказуемым и никак иначе, никто не должен предугадать твои действия.

  • Музыка играет огромную роль, и музыкальные спектакли всегда востребованы.

  • Смешить зрителя необязательно, лучше поднимать вечные вопросы, но делать это так, чтобы он бесконечно удивлялся.

  • Если можете, не делайте антрактов, чтобы держать напряжение до победного конца.

  • Спектакль должен нравиться всем: и знатокам, и тем, кто впервые купил билет в театр. Я не за всеядность, но за заразительность.

  • Бережно относитесь к внутренней театральной этике. Атмосфера внутри театра и настроение актера – вечные факторы успеха будущего спектакля.

  • Молодым актерам надо работать над обретением неповторимой человеческой индивидуальности. Надо много думать, читать, быть недовольным нормой и даже образцом. Когда актер выходит на сцену, зритель должен верить, что перед ним лидер.







Стратег и тактик по сотворению обыкновенного чуда
Марк Захаров, режиссер, художественный руководитель Московского театра «Ленком». Родился в 1933 г. в Москве. Окончил актерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. В 1956 г. начал заниматься режиссурой в студенческом театре Пермского университета, затем – в студенческом театре МГУ. С 1973 г. возглавляет Московский театр им. Ленинского комсомола. Его режиссерские работы вошли в историю современной режиссуры: «Тиль» Г. Горина, «Юнона и Авось» А. Вознесенского, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, «Чайка» А. Чехова, «Королевские игры» Г. Горина, «Варвар и еретик» Ф. Достоевского, «Шут Балакирев» Г. Горина, «Плач палача» Ф. Дюрренматта, «Ва-банк» по А. Островскому. Режиссер фильмов «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона», «12 стульев», «Дом, который построил Свифт». Профессор кафедры режиссуры Российской академии театрального искусства; академик Академии российского телевидения; народный артист СССР. Лауреат государственных премий СССР и РФ, премии имени Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Триумф» за высшие достижения в области литературы и искусства. Среди своих увлечений особо выделяет литературу; любимые книги – сочинения Николая Бердяева и Пола Джонсона.

Залишити відповідь