Чтобы стать фотохудожником, не обязательно фотографировать.
Можно взять любую фактуру и творить.
Aндрей Чежин, признанный мастер современной российской фотографии, концептуальный фотограф с ярко выраженной, узнаваемой стилистикой, уверяет: «Для меня не важно, к какому виду фотографии относится то, что я делаю. Важно, чтобы это было мне интересно. И если при этом моя позиция – фотографическое кредо – согласуется с тем, что я делаю, значит, направление движения было выбрано верно». А кредо его держится на трех китах: непредсказуемость, концептуальность и самодостаточность.
Непредсказуемость. Однажды Чежин был потрясен теорией «расширенного смотрения» Михаила Матюшина и с тех пор создает оригинальные фотогаллюцинации, действующие, как наркотик. Новая любовь Чежина – Венеция. Питерский мастер представил в Киевской галерее Da Vinci новую коллекцию «венецианских видений», покоряющих сознание зрителя с первого взгляда особой атмосферой, внутри которой происходят обольщения, искажения, всевозможные трансформации сознания. За многие десятилетия он отточил свое конструктивистское, хитромонтажное мастерство и покорил мировую художественную элиту своими магическими фотоколлажами. Андрей Чежин видит мир сразу со всех сторон. Венеция в его исполнении открывается сверху, снизу, изнутри и снаружи, ломая привычные стереотипы: «Хотелось делать что-то такое, чего никто не мог предположить, и главное – самостоятельно увидеть. Поэтому возникли двойные, тройные экспозиции».
Концептуальность. Идея одного из самых значительных проектов Андрея Чежина «Черный квадрат» родилась под впечатлением персональной выставки Казимира Малевича, которого он глубоко уважает как личность с активной творческой позицией: «Чем больше таких вызывающих жестов, как «Черный квадрат», тем лучше для развития искусства». Он не считает себя профессиональным фотографом, потому что профи на рискованные эксперименты никогда не пойдет. Принципиально не пользуется цветом, цифровой камерой, графическим редактором. «Я всегда задаюсь вопросом: для чего фотографировать? Чтобы понять, что ты вовремя нажал на кнопку? Мне неинтересно. Гораздо интереснее найти новые изображения, которых еще нигде и ни у кого не было» – говорит он.
Самодостаточность. Своим творчеством Чежин доказывает, что черно-белая фотография таит в себе залежи нереализованных возможностей. «Я уверен, что черно-белая фотография, как и живопись, никогда не исчезнет», – утверждает мастер. В своей работе он использует советскую фотокамеру «Салют». Принципиально современной фотобумаге предпочитает старую просроченную советскую, которая при печати дает такую красивую вуаль, что иные живописцы позавидовали бы. Он утверждает, что не обязательно фотографировать: «Можно взять любую фактуру и творить. Сегодня, в эпоху постмодернизма, можно использовать все что угодно – даже выброшенную на помойку пленку, которую отснял не ты. Это напоминает аранжировку известных музыкальных произведений. Главное – наиболее адекватно выразить свою идею. Здесь не нужно придерживаться правил. Если прием выигрышно работает, я не посмотрю ни на какие правила. Нарушение всех традиций, всех норм – тоже позиция».
Гуру современного арт-фото |