Hi-tech
Armani покоряет новые рынки
Georgio Armani, итальянский дом мод, решил объединиться с Samsung Electronics для производства элитной бытовой электроники. Первый их совместный продукт – женский мобильный телефон размером с кредитную карточку – уже был презентован 24 сентября в Милане в рамках показа новой коллекции женской одежды сезона весна-лето 2008. У Samsung Armani тонкий корпус – 10,5 мм, сенсорный дисплей, 3-мегапиксельная камера, карта памяти на 50 МБ, USB-интерфейс, Bluetooth, Wi-Fi, радио и MP3-плеер. В целом телефон – не только имиджевая вещь, но и достаточно функциональный аппарат. Внешне он демонстрирует «классику от Armani» – стильный и неброский, говорят дизайнеры. Стоимость аппарата haute couture пока не раскрывается, но, по некоторым данным, она составит 400 евро. Новинка появится в продаже в европейских бутиках Giorgio Armani уже в ноябре, а в других регионах – в 2008 г. Тогда же Armani и Samsung запустят на рынок и премиальную модель LCD-телевизора.
Впрочем, сотрудничество с известными дизайнерскими студиями для производителей сотовых телефонов уже не ново. Несколько лет назад Siemens выпустил телефон с Escada. Затем Motorola совместно с Dolce & Gabbana представила «раскладушку» Razr золотистого цвета. А не так давно LG выпустила с домом моды Prada смартфон с сенсорным экраном.
Ведущие дома мод вынуждены расширять границы товаров класса люкс, чтобы повысить доходность бизнеса. А Armani всегда отличался агрессивной политикой по расширению бизнеса и повышению узнаваемости торговой марки. Так, модный бизнес компании дополняется производством шоколада и линией домашних интерьеров Armani Casa. К тому же компания планирует открыть собственный отель в ОАЭ.
Кризис-менеджмент
GM остановилась
Профсоюз работников автомобильной отрасли США United Auto Workers объявил в General Motors общенациональную забастовку. 24 сентября на 80 предприятиях автогиганта отказались приступить к работе 73 тыс. работников. Последний раз такая масштабная акция была в 1970 г., когда в течение 67 дней бастовали 400 тыс. рабочих GM.
Нынешние пикеты начались после провала 10-недельных переговоров между профсоюзом и GM относительно условий нового четырехлетнего трудового контракта. Основные разногласия касались объема расходов на медицинское обслуживание для вышедших на пенсию рабочих GM (таковых насчитывалось 339 тыс. человек). Камнем преткновения стал подконтрольный профсоюзу трастовый фонд VEBA. По мнению профсоюза, размер этого фонда должен составить $100 млрд., из которых $51 млрд. обязана внести GM как крупнейшая из автомобилестроительных корпораций. Но сама GM считает такие затраты непомерными: в условиях растущей конкуренции и падения продаж руководство автопроизводителя старается минимизировать убытки, которые с 2004 г. достигли $11,4 млрд.
Впрочем, неуступчивость руководства может еще больше усугубить финансовое положение корпорации. По мнению аналитиков J.D. Power & Associates, у GM достаточно готовой продукции всего ассортимента, чтобы пережить короткую забастовку. В начале сентября у нее были запасы легковых авто и грузовиков, рассчитанные на 65 дней. Но если забастовка затянется, GM будет терять по $8 млрд. в месяц, ведь в таком случае производство сократится на 12,2 тыс. авто в день. В дальнейшем потери могут вырасти до 18,1 тыс. единиц, поскольку мексиканские и канадские заводы перестанут получать компоненты с американских предприятий.
Россиянин Алексей Мордашов купил пакет «Интерроса» в «Силовых машинах».
За 30,4% акций Highstat Limited заплатила $470 млн. Доли других крупнейших акционеров – РАО «ЕЭС России» и Siemens (владеют по 25%+1 акция) – пока сохранились
Менеджмент
Шеф ВР ринулся в бой
Тони Хейворд, новый гендиректор BP, вступивший в должность 1 мая после скандальной отставки Джона Брауна, намерен кардинально изменить структуру управления нефтегазовым гигантом. На недавней встрече с сотрудниками корпорации топ-менеджер заявил, что компанию ждут «ужасные» итоги III квартала. Г-н Хейворд отметил, что финансовые показатели ВР за нынешний год – самые слабые со времен кризиса начала 1990 гг., когда из-за низких цен на нефть ($18 за баррель) у корпорации образовалась задолженность в $16 млрд. Причины тому – падение цен на газ в США, сокращение доходов от переработки на пострадавших от пожаров НПЗ в Индиане и Техасе, отсрочка запуска двух крупных шельфовых проектов Atlantis и Thunder Horse в Мексиканском заливе. Повода для оптимизма нет: в IV квартале ситуация может лишь ухудшиться.
Однако Тони Хейворд считает падение прибыли следствием не только производственных проблем, но и неправильной организации работы компании. «Налицо дублирование обязанностей и непонимание менеджерами сферы своей компетенции», – заявил шеф BP. По плану, компания сократит число «административных прослоек», отделяющих гендиректора от рабочих, с 11 до 7. Сколько сотрудников при этом получат расчет, не уточняется. Детали реструктуризации будут известны в конце октября.
Выводы господина Хейворда о состоянии дел в компании заметно обеспокоили рынок: акции BP в Лондоне упали в цене на 3,5%. По словам аналитиков Merrill Lynch, заявления г-на Хейворда – «классический пример игры на ожиданиях со стороны новой менеджерской команды, пока она еще располагает снисхождением со стороны инвесторов, то есть по поводу любых проблем может кивать на Джона Брауна».
Подведение итогов
Инвестбанки решили не пугать инвесторов
Тревога, с которой мировой финансовый рынок ожидал публикации крупнейшими инвестбанками США отчетности за III квартал (именно летом американский рынок из-за ипотечного кризиса лихорадило больше всего), оказалась в большей степени напрасной.
Первый позитивный сигнал был получен от Lehman Brothers. На фоне аналогичного периода прошлого года чистая прибыль банка упала на 3% – до $887 млн., или $1,54 в пересчете на акцию. Аналитики прогнозировали этот показатель лишь на уровне $1,48 на акцию. Столь неплохие результаты Lehman Brothers аналитики связывают с высокой степенью диверсификации бизнеса, а также профессиональным кризис-менеджментом.
Более разочаровывающими оказались результаты Morgan Stanley. Хотя выручка банка увеличилась на 13% (с $7,06 до $7,96 млрд.), чистая прибыль упала на 17% ($1,54 млрд., или $1,44 на акцию). Таким образом, Morgan Stanley впервые за последние шесть кварталов не превысил прогнозов, но устоял: банк практически не имел вложений в ипотечные бумаги, а его бизнес по работе с частными клиентами и управлению активами позволил смягчить удар, нанесенный по торговым операциям.
Bear Stearns показал самые слабые результаты за последние десять лет. Его чистая прибыль за III квартал упала на 61%, составив $171,3 млн., или $1,16 в расчете на акцию. Аналитики прогнозировали прибыль на уровне $1,78 на акцию. Выручка снизилась на 38% (до $1,3 млрд.). Впрочем, неприятных сюрпризов ждали: среди всех отчитавшихся банков он больше всех доверился высокорисковому рынку ипотечных облигаций, за что и поплатился. К тому же американский суд не дал Bear Stearns обанкротить два своих хедж-фонда на Каймановых островах и таким образом сбежать от кредиторов.
Самым успешным оказался Goldman Sachs. Его прибыль выросла на 79%, составив $2,85 млрд., или $6,13 на акцию. Чистая выручка увеличилась на 63% (до $12,3 млрд.). И это несмотря на то, что банку пришлось потратить $2 млрд., чтобы спасти свои хедж-фонды. Позитивную роль сыграло то, что летом Goldman Sachs стал лидером сектора по сделкам M&A.
В целом эксперты отмечают, что инвестбанкам удалось не ударить лицом в грязь за счет диверсификации финансовых операций. «Сдерживающие противовесы», существующие в бизнесе этих банков, работают в соответствии с ожиданиями», – говорят в Moody’s. С этим согласны и аналитики Deutsche Bank: «Является ли стакан на четверть пустым или на три четверти полным? Полагаем, он в большей степени полон, чем пуст. Инвестбанкиры еще раз показали свою способность держать удар в сложных условиях».