«Мы не хотим просто «продавать водку»

Евгений Черняк сначала хотел быть просто богатым человеком и основал компанию, занимавшуюся «всем чем угодно». Позже он захотел быть не просто богатым, а стать лидером. Основанный совместно с компаньонами торговый дом «Мегаполис» сначала продавал чужую водку, но позже начал производить свою – «Хортицу». Через три года эта торговая марка заняла лидирующие позиции на рынке благодаря нестандартной и агрессивной политике продвижения. Теперь в планах Евгения Черняка – стать лидером в России, а потом и во всем мире.


Сейчас, когда «Хортица» – лидер рынка в Украине, каковы ваши дальнейшие планы? Теперь это реализация возможностей по выходу в мировое рыночное пространство?
Для нас сегодня приоритетны два направления: завоевание рынка России и выход на IPO. Это программа-минимум. Если говорить о глобальных планах, мы стремимся, чтобы «Хортица» стала водкой номер один в мире.
 
Когда это произойдет? На каком этапе ваша подготовка к выходу на биржу, ведь требуется как минимум три года международного аудита?

Уже год как на наших предприятиях проводит аудит компания Ernst&Young. Мы готовимся, но аудироваться еще предстоит два года. К тому же сейчас конъюнктура на мировых биржах из-за кризиса ипотечного кредитования в США не очень хорошая. Наша стратегия на сегодня – проаудироваться, реструктуризироваться и быть готовыми выйти на IPO в любой момент. Причем это будет только главная площадка Лондонской биржи, несмотря на то что там, как правило, продают акции нефтяных, металлургических и газовых компаний. Уверен, что нашу динамику развития, сам продукт и перспективы достойно оценят именно там.


Какую часть акций предложите инвесторам и какую сумму рассчитываете привлечь?
Мы постараемся продать не более 25% акций, чтобы оставить у себя стратегический контроль над предприятием. Сумма привлечений будет зависеть от стоимости активов к тому времени. За два года, которые нам необходимы для выхода на биржу, мы многое успеем сделать.


Кстати, помимо алкогольного бизнеса, у нас сосредоточен контроль над самой крупной дистрибьюторской сетью в стране. «Мегаполис» уже сейчас в Украине насчитывает 60 представительств, и их количество растет. Мы владеем и непрофильными активами, у каждого из которых есть своя капитализация и свои задачи. Все они прибыльные, и если за них дадут хорошую цену, мы их продадим. «Хортица» же не продается.


Вы ранее говорили о существовании неких датских инвесторов. Что это за компания, и каким процентом акций она владеет?
Датский инвестор – это инвестиционная компания «Имидж холдинг». Она появилась в начале наращивания технических мощностей компании, она же этими мощностями и владеет, что выражается в 20% акций холдинга. Это портфельный инвестор. Сейчас ведутся переговоры, и к моменту завершения реструктуризации планируется выкупить их долю. Мы же с совладельцами обладаем всеми правами на ТМ «Хортица», а это на сегодняшний день основная часть стоимости компании. Этот бренд можно оценить в 95% стоимости активов холдинга.


Помимо датского инвестора, кто владеет оставшейся частью акций, так как вы зачастую называетесь единоличным владельцем компании?
Нет, у меня есть компаньоны. Все они операционно управляют компанией, и у каждого своя зона ответственности. Это наш финансовый директор Юрий Сухина, директор по правовым вопросам Геннадий Васюков, директор ЛВЗ «Хортица» Андрей Гусак, курирующий сейчас деятельность ОКЗ, директор торгового дома «Мегаполис» Игорь Топчий и маркетинг-директор Сергей Величко.


Возвращаясь к планам относительно Одесского коньячного завода, вы сказали о дружественном поглощении. История ведь была иная: громкое расставание с ОКЗ два года назад, возобновление отношений и в итоге поглощение… Для вас, возможно, это был не только бизнес-план, но и желание морально победить противника?
ОКЗ – точно не противник. С Робертом Гулиевым у нас сложились весьма дружественные отношения. Как сказал Джон Рокфеллер, «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе». Я многому научился у Роберта. В итоге синергия от слияния под единым руководством оказалась предпочтительнее разрозненных компаний. От объединения двух лидеров рынка – водки «Хортица» и коньяка «Шустов» – мы ждем сильного эффекта.


Для усиления эффекта будут произведены капитальные вложения в ОКЗ. Какие планы по развитию предприятия?
Основная задача сейчас – провести рестайлинг продукции. Бренды «Шустов» и «Десна» сильные, но им необходимо придать новое ускорение, новое лицо и дыхание. Эти бренды станут модными, органичными, красивыми, рассчитанными на более широкую целевую аудиторию. Рестайлинг проводит известная французская фирма, которая разрабатывала новый стиль для «Хеннесси». Я видел результат их работы по нашему заказу. Мне очень понравилось.


Какие еще мероприятия запланированы на ОКЗ? На ваш взгляд, он нуждается в модернизации или в дополнительных линиях?
Думаю, что нет. Это современное, высокотехнологическое предприятие. И еще немаловажный плюс – у него есть свои виноградники. Одесский коньячный завод – одно из немногих предприятий со своей достаточной сырьевой базой. В Украине очень мало заводов, которые занимаются не виртуальным производством коньяка, завозя коньячный спирт из заграницы по бутлегерской схеме, а реальным – используя свои виноградники.


И продвижение будет достаточно агрессивное?
Мы – агрессивная компания и, по сути, своим развитием мешаем жить многим. Недавно задались вопросом: хорошо это или плохо? И определились, что на самом деле агрессия – это необходимое условие для социального успеха и успеха бизнеса. В бизнесе нельзя быть одновременно скромным и успешным. То есть неагрессивная компания не бывает успешной. Например, если Google успешна, то она поглощает все вокруг, скупает новые сервисы. Примеры агрессивного бизнеса можно наблюдать в России, Китае и других странах. И везде лидерами в своих отраслях является самая агрессивная компания на рынке. А самая агрессивная компания на алкогольном рынке Украины – «Мегаполис». Поэтому она и лидер рынка, у нее есть четкая цель. Агрессивность – очень хорошая характеристика для компании.


Так что продвижение будет агрессивным, но ровно в той мере, чтобы объяснить каждому потребителю, что коньяк «Шустов» – лучший в Украине.


Для вас важна цель, и средства любые хороши?
Да, меня интересует цель. Но перед нами не стоит задача просто заработать много денег. Ни одна компания, которая ставила целью только деньги, не стала великой. Как сказал Тарасов в своей «Книге для героев», «смысл любой деятельности лежит вне ее пределов».


И ни в коем случае просто производить и продавать водку…
Если просто «продавать водку», то это будет девальвация всего, что мы создаем. У компании есть ценности. Мы подбираем людей, которые эти ценности разделяют, и исключительно в этом случае готовы работать вместе. В ценностях компании нет цели – продавать водку или коньяк, это слишком банально. Ни одна компания, если хочет войти в историю, не играет по правилам. Мы тоже играем не по правилам.


Вы по своим правилам будете завоевывать и российский рынок?
Конечно. Мы сейчас строим там свою сеть дистрибуции, как уже сделали это в Украине. До конца года откроем 30 представительств, еще необходимо возвести завод и занять первое место в умах потребителей. Для этого вложим столько средств, сколько необходимо, и будем делать то, что делали всегда. Цель: стать украинской водкой номер один в России.


А как же Nemiroff?
Nemiroff очень много сделал для продвижения украинской продукции на российском рынке. Но теперь мы будем украинской водкой номер один в РФ.


Сейчас вы стали менее резким в выражениях, взвешиваете сказанное… Это потому, что вы приноровились к ведению бизнеса в столице, или сама культура бизнеса изменилась?
Сегодня, когда мы стали лидерами, высказываться плохо о побежденных конкурентах просто неспортивно. А что касается столичного стиля ведения бизнеса… Мы не столичные жители, но и в провинции есть много плюсов. Ты не отрываешься от людей, живешь жизнью своего потребителя, адекватен, не взлетаешь слишком высоко, считая себя великим. Но есть и минусы, например, заниженная самооценка провинциала. Это как раз лечится здоровой агрессией и выравниванием самооценки после достижения результата.


Именно для роста самооценки сотрудников вы ввели свою корпоративную культуру на предприятиях холдинга?
Мне иногда приходится видеть скептическое отношение к нашей корпоративной культуре и миссии. На самом деле наши требования к людям объясняются просто: мы пытаемся заставить людей думать, развиваться, дать возможности для личностного роста каждому из нашей команды. Человек должен идти на работу, понимая, что означает лидерство «Хортицы» конкретно для него. Хочешь получить 30% надбавки к зарплате? Приложи сверхусилия, работай над собой. Ведь сегодня, чтобы удержать лидерство, одних усилий недостаточно, необходимы еще сверхусилия. Если человек не хочет двигаться, мы ему создаем такую ситуацию, при которой он не может не идти вперед. И он начинает «запускаться». А это – самая главная победа: преодоление себя, своих слабостей, страхов и сомнений.

 Я недавно побывал в Индии и взял оттуда интересную идею для компании. Сейчас Индия развивается бешеными темпами, половина Силиконовой долины – индусы, сильные математики – они же… Оказывается, там почти в каждом доме играют в шахматы. По сути, шахматы учат считать на пять шагов вперед. И мы решили обучить людей этой игре, чтобы развивать стратегическое мышление, поисковую активность и умение просчитывать многоходовые комбинации. В первую очередь – это инвестиции каждого человека в себя.


Подобное немного напоминает советский период, где за общественную нагрузку давали вымпел и профсоюзную путевку, а отлынивающих наказывали…
Мы не даем путевки, а заставляем людей думать, мыслить, критично относиться к тому, что нам вбивают в голову с тех же экранов телевизоров, когда врут почти все, в том числе и политики. Нужно воспитывать таких людей, которые не воспринимали бы все это вранье, учились быть свободными и нести ответственность за свою независимость. Мы готовим людей, которые будут создавать социальный заказ на честность и справедливость.


Для вас участие в телешоу «Акулы бизнеса» – это тоже воспитание людей новой формации? Зачем вам эти достаточно рисковые проекты?
Во-первых, поиск «живых» людей – с идеей, стержнем, горящими глазами. Даже если какие-то проекты не будут реализованы, заберу этих людей в нашу команду. Я рассматриваю этот проект еще и как социальную нагрузку. Он показывает, что бизнесмены – не «натырили» капиталы в смутное время за счет своей наглости и беспринципности. Хочу доказать, что это системные и стратегически мыслящие люди.

Залишити відповідь