Данные «в нагрузку» к голосу

В условиях насыщающегося рынка операторы мобильной связи вынуждены запускать новые услуги с более высокой добавочной стоимостью или искать незанятые рынки.


Согласно прогнозам Wireless Intelligence, всего в нынешнем году должно появиться 409 млн. новых номеров мобильной связи – а это 15%-й рост рынка. В таких условиях сотовые операторы используют два основных пути наращивания прибыли: либо снимают сливки с динамично развивающихся рынков, либо технологически изощряются на развитых, отвечая требованиям все более искушенного потребителя. В Украине, где темпы прироста абонентской базы сокращаются, стратегия мобильных операторов все больше приближается ко второму типу.


Массированная мобилизация
Новые развивающиеся экономики на фоне рынков развитых стран действительно выглядят нехоженым полем. Прежде всего речь идет о многонаселенных странах Азии и Латинской Америки, где высокие темпы роста абонентской базы и сравнительно низкий уровень проникновения мобильной связи еще внушает сотовым игрокам оптимизм относительно перспектив развития бизнеса.


Еще в конце 2005 г. количество пользователей сотовой связи в Индии составляло 76 млн., а на 31 марта 2007 г. их уже было 206,8 млн. человек. К 2010 г. этот показатель еще как минимум удвоится. Специалисты уверены, что такой быстрый рост является следствием усиления конкуренции и среди операторов, и среди производителей мобильных телефонов. В итоге стоимость минуты исходящих звонков в пределах страны сегодня составляет около $0,1.


Впрочем, для роста сотового рынка высокая конкуренция не всегда обязательна. Скажем, в Мексике при фактической монополии оператора America Movil (77% рынка) телекоммуникации развиваются не менее стремительно. Более того, в начале нынешнего года компания оказалась на первом месте по капитализации во всей Латинской Америке ($81 млрд.) и на седьмом – среди мировых сотовых операторов. В 2006 г. America Movil нарастил свои доходы на 26% (до $21,2 млрд.), а абонентскую базу за первое полугодие 2007 г. – на 12,5 млн. человек.


Но наибольший успех среди операторов демонстрирует China Mobile, который, по итогам 2006 г., выбился по рыночной стоимости в мировые лидеры ($176 млрд.). Доход компании вырос на 21,5% – до $39,4 млрд. Только за июль 2007 г. к оператору подключились 5,6 млн. абонентов, доведя их общее число до 338 млн.


Именно за счет экспансии в развивающиеся страны минимизирует убытки британский Vodafone (самый крупный оператор в мире по объему выручки). Напомним, что финансовые неурядицы уже давно преследуют компанию: чистые убытки в 2005-2006 финансовом году составили рекордные 32 млрд. евро. Расширение присутствия в Азии и Африке позволило Vodafone в прошлом финансовом году сократить убытки до 8 млрд. евро. В частности, доходы оператора в Индии за этот период выросли на 50%.


Работа на развивающихся рынках дает операторам одно существенное преимущество – позволяет пока не задумываться о предоставлении большого количества дополнительных услуг, а зарабатывать преимущественно на голосовой связи и наиболее простых сервисах вроде sms и GPRS/EDGE-интернета. Хотя у этой медали есть и другая сторона: ARPU (средний доход от одного абонента в месяц) здесь оставляет желать лучшего. Так, у China Mobile, как и у бразильского отделения America Movil, этот показатель не достигает и $12, в то время как у большинства западноевропейских отделений Vodafone превышает 25 евро. В то же время низкая покупательная способность жителей развивающихся стран не позволяет операторам внедрять там услуги с высокой добавочной стоимостью.


Беспроводное звено телекоммуникационной цепи
В то же времЯ в развитых странах операторы мобильной связи ищут новые методы и технологии для продвижения связи третьего поколения и оказания высококачественных услуг. Доля доходов от передачи данных стремительно увеличивается в общем объеме доходов. К примеру, у британского Vodafone за период с III квартала 2004 г. по III квартал 2006 г. ARPU от передачи данных увеличился на 84%, а его доля в ARPU, полученного от всех дополнительных услуг, возросла с 17 до 28%.


Наиболее перспективным сегодня видится внедрение протокола передачи данных HSDPA в сетях третьего поколения (UMTS). Благодаря его использованию скорость обмена трафиком повысится до 3,6 Мбит/с, а затраты на передачу данных при этом снизятся. По данным Informa Telecoms & Media, сети HSDPA займут 65% рынка мобильной связи третьего поколения к 2011 г., а количество абонентов 3,5G-сетей, которым соответствует и HSDPA, вырастет с 2,5 млн. в прошлом году до 200 млн. в 2010-м. Уже сейчас в коммерческой эксплуатации находятся 135 HSDPA-сетей в 63 странах мира, а в скором времени планируется запустить еще 75 сетей. Такая динамика обусловлена тем, что для перехода на технологию HSDPA операторам, в эксплуатации которых имеется WCDMA-сеть (UMTS), не нужно тратиться на установку нового оборудования – достаточно перенастроить уже существующее. После этого останется лишь «уговорить» абонентов перейти на более продвинутый вид связи.


Еще одной вехой развития связи третьего поколения стало коммерческое внедрение технологии HSUPA, являющейся дополнением к HSDPA и позволяющей осуществлять более быстрый обмен данными в направлении от абонента к базовой станции (до 5,76 Мбит/с). За последние несколько месяцев восемь операторов модернизировали свои сети до поддержки HSUPA, еще 127 запланированы к коммерческому запуску.


Впрочем, очевидной проблемой развития такого рода сетей может стать нехватка терминалов. И если в отношении аппаратов с поддержкой HSDPA проблем нет (из 263 моделей, презентованных во II квартале текущего года, было 14% HSDPA-терминалов), то ситуация с HSUPA выглядит гораздо хуже. Пока представлено лишь несколько коммерческих моделей устройств, поддерживающих этот протокол передачи данных. Хотя продактмаркетинг-менеджер Samsung Юлия Сабадаш предлагает не драматизировать ситуацию. По ее словам, сейчас у компании имеется несколько инженерных продуктов с поддержкой HSUPA, и при наличии спроса они появятся на рынке без промедлений.


Главной конкурирующей технологией для GSM является CDMA, однако общее количество абонентов CDMA-сетей, по данным Wireless Intelligence, не превышает 400 млн. Хотя такие стандарты во многом соответствуют связи третьего поколения, качественную передачу видео в условиях средних загрузки и расстояний могут обеспечить лишь некоторые из них. Так что в ближайшие годы модернизированные GSM-сети по-прежнему будут значительно опережать конкурентов, поскольку количество GSM-абонентов составляет 2,4 млрд., а переходить на 3G они рано или поздно будут. Герман Смирнов, эксперт отдела стратегии «МТС-Украина», также уверен: именно UMTS придет на смену GSM-сетям. При этом, по оценкам Telecom Trend, к 2012 г. на модернизированные GSM-сети переключатся и большинство нынешних операторов CDMA.


Новые высоты
По оценкам iKS-Consulting, объем рынка мобильной связи в Украине в 2006 г. вырос на 39% по сравнению с предыдущим годом, составив $3,4 млрд., но постоянно уменьшающийся незадействованный абонентский ресурс снижает темпы прироста. Хотя номинальное проникновение (по числу активных SIM-карт) уже составляет 110%, по числу абонентов не превышает 70-75% (этот показатель вообще вряд ли превысит 82-85%). А экстенсивное наращивание абонентской базы и снижение тарифов привели к уменьшению ARPU за последние два года на 23% (до $7).


Операторы мобильной связи вынуждены искать новые источники доходов и методы борьбы за абонента. Пока ставка делается на самое простое и стратегически неэффективное – первая половина 2007 г. обозначилась ценовыми войнами. Эту борьбу начал life:), нуждающийся в быстром росте абонентов для оправдания значительных инвестиций. Однако, предоставив бесплатную связь внутри сети, оператор до отказа загрузил свои мощности, что в итоге привело к значительному ухудшению качества связи. В конкурентную борьбу с life:) первым вступил UMC (ныне «МТС-Украина»), запустивший в феврале виртуального оператора «Экотел». Последний, по словам пресс-секретаря «МТС-Украина» Алены Городецкой, и стал инструментом сдерживания ценовых войн в Украине. В ответ «Киевстар»  в мае запустил виртуального оператора «Мобилыч» с целью охватить услугами «незанятых» абонентов (прежде всего людей пенсионного возраста). «Билайн» на обострение ценового противостояния отреагировал лишь введением ряда новых тарифных предложений. Примечательно, что мобильные ценовые войны этого года не коснулись ни тарифов на сообщения, ни стоимости мобильного интернет-доступа (он по-прежнему держится на уровне 5 грн./Мбайт). Это доказывает одно: главным фронтом борьбы в Украине остается голосовая связь.


Иное проявление насыщения национального рынка – активность сотовых операторов по повышению лояльности уже существующих абонентов. UMC для этого предпочел ребрендинг: по мнению руководства компании, со сменой образа оператор перестанет ассоциироваться с низким качеством связи. «В 2003-2004 гг. мы недооценили темпы роста украинского рынка и соответственно недоинвестировали в развитие мобильной сети. Это привело к ухудшению качества связи», – говорит о причине былых невзгод президент МТС Леонид Меламед. Результатами ребрендинга А. Городецкая хвастаться пока не спешит, лишь отмечает, что «продажи идут хорошо, и первые отзывы абонентов обнадеживают».


В сентябре о частичном ребрендинге объявил и «Киевстар». Компания решила изменить визуальные образы и логотип молодежного бренда djuice, который оставался неизменным в течение последних трех лет. В то же время, по словам Жанны Ревновой, руководителя департамента по корпоративным связям, компания прекратила поддержку бренда Ace&Base и постепенно убирает его с рынка.


Компания «Астелит» прибегла к иным методам борьбы за абонентов. Она поддерживает введение принципа MNP – сохранения номера абонента при переходе к другому оператору. По некоторым данным, именно эта компания пролоббировала рассмотрение Верховной Радой законопроекта, позволяющего абоненту пользоваться услугами любого оператора с сохранением номера. Но эта активность вызывает сомнения в своей целесообразности. Во-первых, в мире она не столь уж и популярна – не более 5% абонентов (из тех, кому она доступна) воспользовались ею. Во-вторых, затраты операторов не ее внедрение будут исчисляться миллионами долларов. В-третьих, номер сохраняется не полностью, код оператора все равно меняется. К тому же в современных условиях привыкнуть самому и оповестить окружающих о смене номера не составляет большого труда.


Между тем серьезной проблемой украинского рынка становится отсутствие возможности внедрения новых стандартов связи, которые позволили бы операторам значительно снизить стоимость трафика, повысить скорость передачи данных и начать предоставлять дополнительные услуги нового поколения. Сейчас при отсутствии доступа к быстрому и недорогому мобильному Интернету в данном сегменте наблюдается стагнация: если в развитых странах рост дохода от передачи данных сдерживает падение общего ARPU, то в Украине темпы роста дополнительных услуг в 2006 г. сократились вдвое – до 40%.


Если еще в прошлом году эксперты сомневались в целесообразности стандарта UMTS для отечественных операторов, то с распространением сетей HSPA необходимость лицензий на соответствующие частоты становится очевидной. Данную проблему способна решить лишь Национальная комиссия регулирования связи, отвечающая за выдачу лицензий на частоты. Кстати, деятельность этого органа сейчас заблокирована. Пока лицензия на UMTS имеется лишь у «Укртелекома», однако строить какую-либо сеть он пока не спешит.


В то время как одни операторы дожидаются возможности развивать UMTS, другие используют иные методы достижения высоких скоростей передачи данных в сотовых сетях. Так, МТС приспособила уже существующие у нее частоты в диапазоне 450 МГц для стандарта CDMA2000 – сеть будет использоваться исключительно для передачи данных. К концу года ее запустят в коммерческую эксплуатацию в Киеве, а к середине 2008 г. – в Донецке, Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Одессе и Львове. Однако CDMA-связь рассматривается компанией как дополнительная услуга, ее внедрение связано с растущим спросом на широкополосный беспроводной доступ к Интернету. Этот тренд наилучшим образом демонстрируют CDMA-операторы, предоставляющие абонентам связь третьего поколения (EV-DO). Так, PEOPLEnet за август нарастил свою абонентскую базу на 32%, продемонстрировав наилучшую динамику за данный период. Сейчас его услугами пользуются 33 тыс. абонентов, а еще 68,3 тыс. обслуживает «Интертелеком».

Залишити відповідь