Долю импортных нефтепродуктов на украинском рынке необходимо сократить до 15% – Бойко

(добавлены комментарии экспертов в 4-8 абз.)

Киев. 23 августа. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Долю импортных нефтепродуктов на украинском рынке необходимо сократить до 15%, заявил в интервью "5 каналу" министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

"У нас должно быть такое же соотношение, которое было в 2004 году – у нас было 15% импорта, все остальное мы производили сами за счет того, что у нас были импортные пошлины на нефтепродукты", – подчеркнул министр.

Ю.Бойко уверен, что закупка топлива за рубежом – это лишь поддержка экономики других стран, в то время как отечественная нефтепереработка создает рабочие места и пополняет госбюджет Украины.

Аналитик консалтинговой компании UPECO (Киев) Александр Сиренко в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" поддержал необходимость сократить долю импортных топлив в стране. В частности, он обратил внимание, что постоянно работающие украинские заводы – Лисичанский НПЗ (ЧАО "ЛИНИК", Луганская обл.) и Кременчугский НПЗ (ПАО "Укртатнафта", Полтавская обл.) – производят топливо Евро-4, которое ничем не отличается по качеству от такого же импортного, за которое украинский потребитель зачастую переплачивает.

"В случае если будут введены меры по защите украинского рынка нефтепродуктов, наши заводы, исходя из мощности, смогут полностью обеспечить рынок качественным топливом Евро-4. Оставшиеся 15% – это Евро-5, которое используется как базовое для премиальных видов топлива и пока в Украине не производится", – сказал А.Сиренко.

При этом эксперт считает, что заградительные меры в отношении импорта ускорят процесс перехода украинских заводов на выпуск топлив класса Евро-5.

Директор аналитического центра "Энергобизнес" (Киев) Алексей Чернявский, в свою очередь, отметил агентству, что нефтепереработка в Украине убыточна из-за чрезмерной зависимости украинского рынка от импорта.

"Украина уже на 2/3 зависит от российского газа, на 2/3 – от российской нефти, теперь на 2/3 от нефтепродуктов. Если украинские заводы остановятся, это будет стопроцентная зависимость от импортного топлива. В этом случае, кроме высоких рисков, Украину ждут европейские цены на топливо. Сейчас это в среднем 1,5 евро (17 грн) за литр бензина и 1,3 евро (15 грн) за литр дизтоплива", – сказал А.Чернявский.

Как сообщалось, спецрасследование относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов вне зависимости от страны происхождения Украина начала в конце января 2011 года. При этом Минэнергоугля заявляло о поддержке инициативы по введению пошлин на бензины EUR130/тонна, на дизтопливо – EUR80/тонна.

Позже министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что Украина не будет вводить пошлины на импортные нефтепродукты.

Однако 31 марта правительство и собственники украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) подписали меморандум о взаимном партнерстве, предусматривающий ряд взаимных обязательств. Первым пунктом обязательства правительства значится, что оно возьмет на себя гарантию обеспечить проведение специального расследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину и в кратчайший срок принять меры, соответствующие решению МКМТ. Возможный уровень пошлин в настоящее время не оглашается.

Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, тогда как страны Таможенного союза, в частности, Белоруссия, приобретают сырье без пошлины, формируя значительную долю импорта нефтепродуктов в Украине. Местные заводы считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.

Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, подвергли критике возможное введение пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты. Свою обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь