Потенциал WAP-сервисов в Украине еще далеко не исчерпан.
WAP-версии интернет-сайтов (облегченные, созданные специально для просмотра через мобильные терминалы) были актуальны в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Тогда у основной массы телефонов были маленькие дисплеи, а также небольшой объем памяти, что не позволяло пользователям загружать полноценные веб-страницы. Но сегодня производители предлагают большой выбор смартфонов и продвинутых мобильных телефонов. Именно это дает основания некоторым экспертам говорить о том, что в ближайшее время необходимость в WAP отпадет.
Однако в Украине до отмирания этой технологии еще далеко. Во-первых, смартфонов в пользовании пока очень мало. Во-вторых, средняя цена продаваемых даже в столице телефонов составляет около $180. Для потребителей этого ценового сегмента WAP может быть актуальным еще долго. Особенно если о развитии WAP-сервисов должным образом будут заботиться мобильные операторы, владельцы контента и представители компаний, занимающиеся самопродвижением.
По неофициальным данным, WAP используют около 10% абонентов мобильной связи в Украине, хотя услуга предоставляется всеми отечественными операторами. «Проникновение мобильной связи в стране почти достигло максимума. Когда такое происходит, у операторов остается мало возможностей зарабатывать на передаче голоса. Они стараются заработать на передаче данных, а WAP в Украине остается наиболее доступным для основной массы пользователей мобильных телефонов», – комментирует логику операторов Ростислав Маслович, директор компании TVCOM.
Услуги, предлагаемые операторами на основе WAP, становятся все более разнообразными. К примеру, МТС недавно предложила возможность просматривать на экранах телефонов изображение с WAP-камер, которые установлены в 27 странах мира, а также в ряде городов Украины.
«Главными статьями расходов по созданию WAP-портала являются разработка дизайна, программирование, маркетинг и реклама. Как правило, последние две статьи расходов очень важны. Но украинские компании почему-то предпочитают экономить именно на них», – говорит Виталий Пашук, начальник отдела развития новых продуктов «Билайна».
WAP-страницы видят в качестве перспективного маркетингового инструмента те компании, продукты которых рассчитаны на массовую аудиторию (в основном на людей 15-35 лет). В последнее время одной из самых заметных групп, которая обращается к WAP, становятся СМИ. Общение с читателями (зрителями и слушателями) посредством этой технологии позволяет, к примеру, создать портрет интересов целевой аудитории: узнать, какая информация актуальна, какие рубрики или передачи наиболее востребованы и проч.
«Создание WAP-версии сайта стоит относительно недорого, но благодаря этому появляется возможность привлекать новую аудиторию и удерживать контакт с существующей. Логика проста: если кто-то читает новости с сайта СМИ, то почему бы не читать их с экрана мобильного телефона?» – рассказывает Данил Ваховский, руководитель отдела аналитики и исследований KEY Communications (правда, плата за такое чтение будет отличаться. – Прим. ред.).
С помощью WAP СМИ могут поддерживать различные форматы общения с аудиторией. «Существуют два варианта стратегии развития WAP-сервиса в издательском бизнесе. Во-первых, поддержка редакционных рубрик с минимальным количеством коммерческих сервисов. Во-вторых, внедрение и эффективное использование коммерческих сервисов (викторины, конкурсы, голосования, розыгрыши) с минимальным вовлечением редакционного формата», – комментирует Татьяна Кузьменко, маркетинг-менеджер журнала Cosmopolitan.
Кроме СМИ, подобная коммуникация с целевой аудиторией может быть интересна и FMCG-компаниям.
WAP и 3G не мешают друг другу Данил Ваховский, руководитель отдела аналитики и исследований KEY Communications: – Сложно определить, когда именно пользователей связи 3G станет настолько много, что необходимость в WAP исчезнет. Пока можно констатировать факт, что передача данных в 3G и WAP не конкурируют. И даже первый в Украине оператор связи третьего поколения (PEOPLEnet) создал свой WAP-портал для абонентов. |