Технические игрушки современной цивилизации внедряют в сознание людей целостный образ общества.
По зажигалкам, как по картинам в художественном музее, можно проследить историю человечества. Но для этого нужно воспринимать их не только как компактные устройства для многократного получения огня, но и как достижение технической мысли, дорогой аксессуар, подчеркивающий стиль владельца, произведение дизайнерского таланта и элитарный предмет для коллекционирования. По мнению французского ученого Жана Бодрийяра, в обществе изобилия использование вещей не исчерпывается их простым практическим применением. И даже их применение как знаков отличия, богатства, престижа слишком узко. Приобретая старинные вещи, человек стремится к вечно ускользающему идеалу – модному образцу-модели, пытается зафиксировать и присвоить себе время. Свои фантазии он проецирует и на технические игрушки современной цивилизации – гаджеты. Для утверждения и регулирования подобного способа обращения с вещами служит реклама, цель которой – не столько способствовать продаже того или иного конкретного товара, сколько внедрять в сознание людей целостный образ общества, «одаривающего» своих членов материальными благами.
Конструкции зажигалок совершенствовались параллельно развитию прогресса. Тяжелая громадная с цепями и колесами зажигательная машина Леонардо да Винчи уступила место более изящным формам.
Первая настоящая зажигалка была придумана и изготовлена в начале XIX в. немецким химиком Доберейнером. Но в качестве горючего вещества он использовал водород, поэтому его изобретение было взрывоопасно. Cartier в 1867 г. запатентовала свое изобретение и выпускала зажигалки из золота и серебра. В 1903 г. австрийский химик Карл фон Вельсбах опытным путем определил оптимальный состав сплава, из которого до сих пор делают кремни для зажигалок: железо с церием. После этого зажигалки уменьшились в размерах, стали безопаснее и приобрели почти современный вид. Однако до сих пор не затихают споры о том, кто же настоящий изобретатель любимой игрушки для курильщиков.
В истории остались имена тех, кто привнес в этот предмет свои инновации. Так, например, Альфред Данхилл считал, что «даже маленькие идеи могут принести состояние», поэтому профинансировал идею двух английских инженеров – Уайза и Гринвуда, – давшую возможность с 1926 г. прикуривать папиросу одной рукой. Сейчас компания Alfred Dunhill – признанный авторитет в сфере изысканных аксессуаров для любителей табака не только в Соединенном Королевстве, но и во всем мире. Джордж Блэйсделл прославился тем, что создал свою модель – легендарную «ветрозащитную» Zippo. С тех пор девиз компании – бессрочная гарантия качества в любых погодных условиях.
Действительно, даже с философской точки зрения зажигалка демонстрирует то, что из нашего поля зрения исчезло перетекание энергии. Энергия растворяется в вещи, и оживает своего рода магия древних времен, когда вся реальность выводилась из одного-единственного знака (огниво из детских сказок). «Чувство действенности первобытной магии отчасти сказывается в безоглядной вере в прогресс», – пишет французский философ Симондон. Поэтому зажигалка образует вокруг себя техно-мифологическое силовое поле. А способ применения бытовых вещей становится почти непреложной схемой мировосприятия. Вот почему зажигалка, требующая от человека лишь чисто формального соучастия, изображает ему мир, где нет усилий, где энергия абстрактна и всецело подвижна, где жест-знак обладает абсолютной действенностью.
Знаковая целесообразность Зажигалка в форме береговой гальки заново вносит в мир целесообразность. Ее форма продолговато-эллиптическая, асимметричная, высокофункциональная не потому, что она лучше, чем другие, высекает огонь, а потому, что сочетается с формой ладони. Само море отшлифовало ее в форме ладони – это как бы свершившийся факт. Функциональность зажигалки не в том, чтобы зажигать, а в том, чтобы быть «сподручной»; и ее форма как бы самой природой предназначена для того, чтобы ею манипулировал человек. В такой новой целесообразности и заключена ее особая риторика. Коннотация здесь двойная: промышленное изделие (зажигалка) словно заново обретает одно из достоинств изделий ремесленных, чья форма продолжает собой человеческий жест и человеческое тело. А с другой стороны, упоминание о море отсылает нас к мифу о природе, которая уже сама по себе окультурена применительно к человеку и приспосабливается к малейшим его желаниям: море играет здесь культурную роль шлифовальщика, природа превращается в чудесную мастерскую ремесленника. Так зажигалка вместо морского камешка, приспособленного рукой для добывания огня, оказывается волшебным огнивом, то есть на практике даже в промышленном изделии, по сути, действуют сложные представления о целесообразности, восходящие к доисторической ремесленной эпохе. Жан Бодрийяр. «Система вещей». |