Намек на актуальное искусство

В PinchukArtCentre открылась беспрецедентная для Украины выставка. Но даже она делает лишь слабый намек на то, что сегодня происходит в актуальном искусстве.


B киевском PinchukArtCentre 6 октября открылась очередная выставка под названием Reflection, которую никак не назовешь привычной даже в мировом масштабе. Президент PinchukArtCentre Питер Дорошенко, лично представлявший журналистам новую экспозицию и наверняка повидавший виды в Гейтсхеде (где он возглавляет центр современного искусства Baltic), на ломаном украинском языке повторял, словно мантру: «Вы нечасто увидите такое даже в Нью-Йорке, Париже или Лондоне! Это суперработы, которых нет во многих музеях мира!».


Наблюдая за выстроившейся очередью человек в 100-150 перед входом в PinchukArtCentre, легко поверить в слова организаторов, что в первые два дня ее посетили более 6 тыс. зрителей. Скандальный американец Джефф Кунс, британец Энтони Гормли со своей «туманной комнатой», изготовленной из стекла, металла и пара, и, конечно, великий, ужасный и безумно дорогой Демиен Херст не только почтили Киев своим приездом, но и заставили местные издания озаглавить свои репортажи такими названиями, как «Шокирующая выставка в PinchukArtCentre», «Пинчук привез в Киев коровьи головы, символизирующие апостолов» и т. п. Достойное соседство мегазвездам составили не менее интересные и дорогие Петер Дойг, Андреас Гурски, Такаши Мураками, Марк Квинн и др. В выставке принимали участие и шестеро украинских художников, без которых «Отражение» было бы неполным.


Виктор Пинчук демонстрирует часть своих приобретений, сделанных за последний год


«Все работы, выставленные здесь, куплены в течение последнего года, – рассказывает куратор PinchukArtCentre Александр Соловьев. – В Reflection вошла только часть из них. С Кунсом подписан договор на эксклюзивную работу («Разбитое яйцо». – Прим. ред.), которую он будет специально готовить. По причине ограниченного пространства много работ Херста еще не выставлено: несколько живописных серий и инсталляций, более мощных, чем то, что можно увидеть сегодня».


Несмотря на огромную стоимость экспозиции Reflection, включающей более 50 работ, для многих украинцев она так и может остаться «цирковым представлением». Важно понимать, что это лишь небольшой намек на то, что на самом деле происходит в современном искусстве. Ведь практически каждая из работ для своего понимания требует времени и интеллектуальных усилий, приложенных в непривычном для традиционного искусства направлении. 







Свои

Соседство мировых звезд и отечественных художников в проекте Reflection делает возможным наглядное сравнение искусства, созданного в Украине, с мировыми образцами. Несомненно, такие выставки помогают делу вписывания украинского арта в мировой контекст. Да и сам Виктор Пинчук, владеющий крупнейшим собранием актуального украинского искусства начиная с 1980-х, наверняка видит, что подобные проекты повышают стоимость его художественной «недвижимости». Украина в проекте представлена такими художниками, как А. Савадов, В. Цаголов, О. Тистол, И. Чичкан (все работают в Киеве), а также фотографами С. Братковым и О. Куликом, много лет считавшими себя москвичами. Нынешняя стоимость их работ скорее показывает состояние постсоветского арт-рынка, а не художественную ценность. До сих пор такими благоприятными обстоятельствами воспользовались немногие. О том, что Виктор Пинчук собирает большую коллекцию, СМИ заговорили в 2003 г. Выставка в Украинском доме, с которой началась публичная жизнь самого крупного в нашей стране частного собрания актуального искусства, так и называлась – «Первая коллекция».
Когда Пинчук только начинал собирать коллекцию, цены на работы местных художников укладывались в диапазон $2-3 тыс. Работы нынешних участников Reflection от Украины достигают $15-50 тыс. Среди них – Арсен Савадов, пожалуй, наиболее глубоко интегрировался в международный арт-рынок. «Lives and works in Kiev and New York» – так он сегодня пишет о себе. Стартовая цена фотографии Савадова на недавних торгах «Сотбис» составила 9600 фунтов.
«Мы мальчики талантливые и гибкие, – говорит он полушутя-полусерьезно о себе и своих коллегах, – и создаем произведения, которые не хуже тех, что можно увидеть на Западе. Но пока наше главное богатство – умение лаконично и внятно высказаться».

Залишити відповідь