Украинский менеджмент научился работать в условиях хронической макронеопределенности и в 2008 г. продолжит совершенствование этого навыка.
Делать прогнозы – занятие неблагодарное. Особенно в ситуации экономической макронеопределенности, в которой сейчас находится не только Украина, но и весь мир. Подтверждений тому масса. Достаточно вспомнить нынешние дискуссии о судьбе доллара или цены на золото, которые на биржевых торгах раз за разом ставят новые исторические рекорды.
Но о будущем нельзя не думать, иначе будет трудно понять, как вести себя сегодня. Причем размышлять и грамотно планировать необходимо даже в характерных для отечественного бизнеса условиях неполной или неравномерно распределенной информации между участниками процесса. Неслучайно именно за достижения в данной сфере вручена Нобелевская премия этого года по экономике.
К фундаментальным разработкам подобного уровня Украина пока не готова. Но опытные отечественные менеджеры-практики вполне уверенно могут предположить, что будет происходить на уровне микроэкономики, как будут развиваться ведущие украинские компании с точки зрения их философии, стратегии, используемых бизнес-инструментов.
«Киевстар» сейчас является одной из крупнейших в стране компаний. Десять лет мы растем и развиваемся в условиях высококонкурентного рынка и стали его лидером, обслуживая больше половины всех украинцев, пользующихся мобильной связью.
Добиваться сбалансированности таких клюЧевых факторов, как бизнес-процессы, люди, инвесторы и клиенты
На наш взгляд, в 2008 г. продолжатся процессы активного развития украинского бизнеса. В частности:
- все больше компаний осознают преимущества долгосрочного планирования и будут стремиться стать более сбалансированными за счет уравновешивания таких ключевых факторов, как бизнес-процессы, люди, инвесторы и клиенты;
- системы корпоративного управления будут приближаться к западным образцам, вплоть до появления в советах независимых директоров. Это в хорошем смысле развяжет руки не только топ-менеджменту, но и владельцам компаний, позволит и тем и другим сосредоточиться на своих функциях, оставаясь уверенными в адекватности действий другой стороны;
- в условиях большой неопределенности, которая будет сохраняться на рынках, нельзя полагаться только на рациональные модели ведения бизнеса. Многое по-прежнему будет отдаваться на откуп интуиции и методу проб и ошибок. Поэтому возрастет роль такой процедуры, как управление знаниями. Накапливание знаний, их анализ и умелое использование помогут уменьшить количество совершаемых компаниями ошибок;
- компании будут становиться менее «всеядными», больше станут задумываться о философии своей бизнес-модели;
- все больше руководителей будут понимать, что корпоративная культура – не мода, а необходимый элемент современной эффективной бизнес-модели, что вводить ее нужно не приказом, а развивать системно, в том числе и личным примером;
- станет более распространенным понимание, что социальная ответственность бизнеса – не только акты благотворительности и создание высокооплачиваемых рабочих мест (что, конечно, очень важно), но и выстраивание бизнес-процессов в соответствии с интересами всего общества.
Украина и, в частности, отечественный бизнес развиваются очень быстро. При таком темпе неизбежны ошибки. Но в целом, на мой взгляд, украинскому бизнесу и менеджменту уготовано светлое будущее. Важно только критично изучать опыт зарубежных коллег, пропуская его через фильтры украинской реальности, руководствуясь собственными критериями целесообразности и здравым смыслом.