Отмашка на взлет

Сегодняшние темпы роста рынка страхования и его потенциал кружат головы зарубежных инвесторов и украинских игроков. Но ошибки и просчеты в планировании могут стоить компаниям слишком дорого.


2007 г. еще не закончился, а страховщики уже сегодня высказывают удовлетворенность ожидаемыми годовыми результатами: 20-30%-й рост премий – именно такой предварительный прогноз развития рынка классического страхования на этот год (по итогам первого полугодия, объем собранных премий на 28% превысил аналогичный показатель 2006 г.). По оценкам экспертов, 2008 г. тоже сулит страховщикам не меньший рост. По данным страховой компании Allianz, классический рынок страхования в следующем году прибавит в весе 40-50%, а в абсолютных показателях достигнет $1,8-2 млрд. Более сдержанные прогнозы дают в компании «ПРОВИДНА»: темпы роста 2007 г. сохранятся и в 2008 г., рынок подрастет на 20-30%.


Еще более впечатляющие результаты демонстрируют компании по страхованию жизни. Прирост премий по результатам первого полугодия, по данным Госфинуслуг, составил 67%. «Но тем не менее в отличие от рискового рынка, где уже чувствуется приближение стадии достижения критической массы в умах потребителей в отношении необходимости страхования и пользы от него, в страховании жизни этот эффект несколько задерживается и наступит немного позже», – считает Роман Дэнис, национальный менеджер Grawe Group в Украине. Соответственно и в 2008 г. темпы роста рынка страхования жизни будут существенно выше, чем классического.


Также продолжится тенденция прошлых лет – сокращение схемного и кептивного страхования. «Причина тому – активный спрос на реальные страховые услуги и ужесточение регулирования страховой отрасли, направленные на уменьшение налоговой оптимизации. Таким образом, доля финансовых схем уменьшится до 40% в общем объеме страховых платежей», – прогнозирует Павел Конев, директор департамента развития каналов продаж страховой компании Allianz. «Немалое значение для развития страховой отрасли в 2008 г. может иметь принятие новой редакции закона «О страховании», а также Налогового кодекса», – дополняет Роман Дэнис.


Упор на интенсивное развитие
Если смотреть по видам страхования, то среди лидеров роста – автострахование и личное страхование. Еще один повод для радости страховщиков, темпы развития рынка добровольного медицинского страхования (ДМС). «Его рост – примерно 50% в год, а потенциал ДМС имеет существенный, в 5-7 раз превышающий текущий объем рынка. Дальнейшее развитие ДМС зависит от качественных улучшений в системе здравоохранения, внедрения закона об обязательном медицинском страховании и предоставления налоговых льгот для предприятий по платежам на медицинское страхование сотрудников», – считает Павел Конев. Такую радостную идиллию может свести к нулю убыточность все тех же популярных видов страхования – авто и медстрахования: ее темпы роста по результатам двух кварталов 2007 г. продолжают опережать темпы роста поступлений премий. «Как результат – неминуемо постепенное укрупнение бизнеса и соответственно сокращение количества игроков, присутствует вероятность высокой убыточности портфелей автострахования ряда активных игроков», – считает Инна Бруль, заместитель председателя правления по стратегическому развитию бизнеса и коммуникациям страховой компании «ПРОВИДНА». Виной всему – необдуманная тарифная и продуктовая политика некоторых компаний в погоне за клиентом. «Такие компании формируют не совсем качественно проанализированный страховой портфель, тем самым обрекая себя на убытки. Другая ошибка, которую в будущем почувствуют многие компании, – завышенные ожидания по уровню кросс-продаж, которые могут не оправдаться. Причина – отсутствие анализа потребностей потребителей услуг», – рассказывает Анна Морозова, начальник управления розничных продаж страховой группы «ТАС».


Учитывая упомянутые выше обстоятельства, эксперты прогнозируют, что физлица продолжат изменять важность критериев, ориентируясь на которые, они будут принимать решения о заключении договора страхования с той или иной компанией. По словам Павла Конева, «клиенты будут переходить от ценового фактора выбора компании к качественному, который основан на анализе условий и качестве предоставляемых услуг». В свою очередь компаниям постепенно придется переориентироваться с экстенсивного развития на интенсивное. «Страховым компаниям необходимо будет делать упор не только на привлечении все новых страхователей (экстенсивное развитие), но и на удержании существующих клиентов через развитие программ лояльности, повышение дохода, который приносит каждый страхователь (интенсивное развитие)», – констатирует Инна Бруль. В этих целях компании будут модернизировать внутренние бизнес-процессы. «Прежде всего через централизацию страховых процессов и повышение технологичности работы (применение современных IT-решений и сервиса)», – отмечает Анна Морозова. К примеру, компании «Оранта» и «ПРОВИДНА» в 2007 г. приобрели информационные решения производства компании Fadata, направленные на оптимизацию бизнес-процессов.


Драйверы роста
Как в 2006-2007 гг., так и в 2008-м страховые компании продолжат освоение украинской глубинки. «Если на развитых рынках доля прямых продаж физлицам составляет более 50% от совокупного объема рынка, то в Украине этот показатель находится только на уровне 20-25%», – рассказывает Павел Конев. Наша страна имеет все шансы к 2009 г. нарастить долю розничных продаж до 50%. К развитию своих сетей продаж страховщики будут привлекать новых партнеров. «На наш взгляд, ведущую роль в структуре каналов продаж будут занимать партнерский и агентский каналы. Основными факторами, влияющими на развитие различных каналов продаж, являются стоимость его создания и удержания,  привлечения клиентов через канал (или просто прибыльность), а также возможность обеспечить максимально широкое присутствие компании», – сообщает Инна Бруль. Дополнительный мотивирующий фактор к выстраиванию собственной сети продаж – интерес зарубежных инвесторов к компаниям с разветвленной филиальной сетью. «Многие страховщики избрали стратегию активного развития сети, с одной стороны, преследуя цель максимизации своей стоимости, а с другой – ожидая роста ритейловых продаж», – отмечает Павел Конев.
Толчком к бурному росту прямых продаж физлицам в 2008 г. послужит введение контроля за наличием полиса автострахования у владельцев транспортных средств, назначенное на 1 января 2008 г., которое уже не один раз переносилось. «На сегодняшний день по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспорта (ОСГПО) застраховано около 35-40% автомобилей, из которых порядка 15-20% – по краткосрочным полисам, купленным исключительно для прохождения техосмотра. Причина очевидная: отсутствие контроля. В результате его введения рынок ОСГПО вырастет в три-четыре раза. Но в связи с отставанием в развитии остальных видов страхования рынок будет все более перекошенным в сторону автострахования, доля КАСКО в нем может достичь 55-60%», – предполагает Павел Конев.


Еще одним мощным фактором роста розничных продаж страховщиков эксперты называют банковское кредитование. По оценкам Auto Consulting, Украина в 2007 г. может существенно обновить рекорд по продажам новых автомобилей, превысив отметку в 500 тыс. штук, большинство из которых продаются в кредит и соответственно страхуются. Та же ситуация и со страхованием недвижимости, которое сегодня развивается в основном за счет банковской ипотеки.


Страховщики будут стремиться к публичности
Прогнозы страховщиков относительно перспективы появления новых представителей зарубежного «страхового бомонда» на украинском рынке неоднозначны. Так, Наталья Бенецкая, председатель правления финансовой группы «Страховые традиции», считает, что «активность стратегических инвесторов будет, вероятно, постепенно снижаться, поскольку практически все интересные крупные местные игроки имеют в своих активах иностранный капитал». При этом Роман Дэнис уточняет, что «решающее влияние на решение о выходе на украинский рынок будет иметь опыт их коллег, пришедших в Украину двумя-тремя годами раньше, для которых как раз наступит время подводить первые итоговые результаты своей деятельности». Впрочем, в любом случае Наталья Бенецкая прогнозирует, что крупные украинские операторы страхового рынка будут стремиться к прозрачности и публичности, их руководство – к большей открытости. 







Бескомпромиссный рост

Наталья Бенецкая, председатель правления ЗАО «Финансовая группа «Страховые традиции»:
– В 2008 г. можно уверенно прогнозировать устойчивый рост сегмента классического страхования (малого и среднего бизнеса, физических лиц) как по объему, так и по количеству заключенных договоров. Это будет происходить независимо от запуска проекта ОСГПО в полном объеме. Прогноз положительной динамики роста рынка основывается в основном на сохранении такой тенденции в течение ряда лет. Со временем интерес к страхованию у населения вырастет, уровень страховой и соответственно финансовой культуры повысится. Этому будут способствовать действия не только страховщиков, но и банков: кредитные продукты становятся массовыми, ими пользуется все большее количество как физических, так и юридических лиц.
Массовый выход на розничный рынок мелких страховых компаний в попытке быстрого роста на фоне бума автострахования может окончиться для них плачевно, поскольку страховые портфели таких игроков зачастую получаются несбалансированными с существенным преобладанием наиболее убыточных видов страхования. Чтобы выжить, им придется искать баланс между популярными убыточными продуктами и прибыльными, но пока невостребованными. Как следствие, в целях сбалансирования страхового портфеля – отказываться от нишевой стратегии – ставать универсальными. Но этот шаг осуществить непросто, ведь сейчас весь рынок испытывает существенный дефицит кадров в отрасли и сложность их подготовки. В первую очередь это касается агентов продаж, что также в определенной мере сдерживает развитие розничного сегмента. Однако пересмотра модели ведения бизнеса ведущими игроками не будет, так как это комплексный и дорогостоящий процесс. Скорее всего дело ограничится маркетинговыми ходами демонстрации: надежности и лояльности.
Чувствуя колоссальный потенциал розничного рынка, страховщики будут увеличивать свой региональный охват через развитие собственных сетей продаж, или, как возможная альтернатива, крупные игроки могут пойти на приобретение компаний регионального масштаба.

Залишити відповідь