Цвета становятся ярче, логотипы – «свежее», а предметы – минималистичнее. Новые технологии создают новые дизайны.
Предметы
В конце 2007 года студия Артемия Лебедева выпустит клавиатуру «Оптимус Максимус». Ее главная особенность заключается в том, что каждая клавиша, меняющая изображение в зависимости от выполняемой функции, служит отдельным дисплеем. Промдизайнер Тимур Бурбаев (Москва), принимавший непосредственное участие в ее разработке, считает, что подобная клавиатура отражает тенденцию развития кнопочных устройств. В дальнейшем появится очень много продуктов (не только компьютерных), которые будут базироваться на этой технологии. «Если в 1990-х в ходу был биодизайн, то сейчас предметы сильно геометризированы. Мне кажется, наиболее успешные продукты, которые появятся в будущем, будут представлять сплав high-tech и минимализма. При этом визуально продукт будет восприниматься как очень простой, но при подробном рассмотрении окажется, что его геометрия имеет нюансы, развивающие к нему интерес. Если раньше пользовались спросом пастельные тона, то сегодня появляются линейки продуктов, которые маркетинговые группы не боятся выпускать на рынок в ярких, насыщенных цветах.
Очень много современных трендов по пластике идут от транспортного дизайна. Например, несколько лет назад BMW открыла собственную студию, успешно занимающуюся не только промышленным дизайном. Являясь лидером в определенном сегменте рынка, BMW формирует тренды вплоть до определенного life style».
Интерьер
дизайнер-декоратор, автор школы позитивного дизайна Елена Стаценко: «Все явления массовой моды в Украине (в том числе и тиражный гламур в том виде, который сейчас стал предметом шуток), были следствием ненасыщенности местного рынка. Разнообразие компонентов, с которым мы имеем дело сегодня, создает благодатную почву для интерьерного индивидуализма.
В мире сейчас наблюдается рост качества потребления. Концепция на сегодняшний день значит гораздо больше, чем отдельные вещи. Выбор огромен, поэтому усиливается роль дизайнера. Если раньше и потребитель, и дизайнер зависели от производителя, то теперь больше свободы.
Новые технологии позволяют создавать ткани, в которые входит 72% металла и 28% шелка. Думали ли мы о том, что такое будет возможно? То, как выглядит эта ткань, определяет новый стиль помещения. Еще одна новинка, представленная недавно известным французским производителем Piere Frey, – обои шириной 148 см. Они дают дизайнерам возможность создавать моноповерхности насыщенного цвета как для классических, так и ультрасовременных пространств».
Графика
Аналогии между графическим дизайном и миром моды сегодня точны как никогда. Графика и брендинг – серьезная индустрия, приносящая огромные деньги. Разработка эмблемы Олимпиады-2012 обошлась организаторам в 400 тыс. фунтов стерлингов. Такие студии, как Pentagram, Wolff Olins, Fitch, Interbrand. по степени влияния и оборотам вполне сравнимы со всемирно известными домами моды. Графики-одиночки могут вызывать уважение профессионалов, но их роль не так значительна, как раньше. Алексей Сай, креативный директор креативного бюро «Сахар» (Киев): «Культовые независимые дизайнеры 1990-х – Стефан Загмайтер, Дэвид Карсон сейчас уже не являются флагманами. Они пользуются авторитетом, но теперь это не те персонажи, к которым приковано внимание всех».
Шрифты – основа графики, то, что по-настоящему задает ее тон. Хотя они тоже подвержены моде, но это самая тонкая и сложная составляющая графического дизайна, требующая длительных разработок. Алексей Сай: «В 1990-х гг. новинки в этой области приходили из США. Сегодня главенствует в шрифтах Северная Европа. Очень взвешенная, рафинированная стилистика, математически выверенная. Отойдем ли мы в Украине от своего гламура, от перерисовывания текстильных обоев конца ХVIII века, во многом зависит только от нашего вкуса».
Анна Третяк, владелица и креативный директор рекламного агентства GANKA: «Успешное развитие графического дизайна в нашей стране подкреплено ментальными особенностями. Украинцы – визуалы. По этой причине роль графического дизайна в создании новых, интересных визуальных идей, раскрывающих внутреннее содержание брендов, будет ключевой в следующем году».
Андрей Волхонский, руководитель студии дизайна FloMaster Web Studio и студии графического дизайна LogoMaster Studio: «Во-первых, будет востребована разработка фирменного стиля компаний (логотип, визитки, бланки, конверты и проч.). Спрос на этот продукт очень большой, так как появляется много новых фирм, а существующие хотят сделать редизайн, поскольку то, что у них есть, создавалось на заре 1990-х и устарело как в моральном, так и графическом плане. Во-вторых, разработка бренд-буков (brand book) – руководств, содержащих описание и правила использования и применения логотипа, фирменного стиля и многих других компонентов. В-третьих, разработка дизайна упаковки и этикетки».
Олимпиада-2012
Логотип лондонской Олимпиады-2012, разработанный агентством Wolff Olins, оказался по-настоящему скандальным. Но даже если вам не нравится то, что вы видите, не спешите называть это «мусором» или «полным провалом». Таких жестких эпитетов успели навешать еще в июне 2007 г., когда эмблема была только презентована. Но, возможно, это косвенный признак по-настоящему смелого дизайнерского подхода, который найдет свое продолжение в работах 2008 г. Николай Коваленко, дизайнер-график агентства Adventa Low: «Логотип этот прогрессивный и, на мой взгляд, очень успешный. Это в чем-то прорыв. Показательная и сильная работа знаменитой студии Wolff Olins, качественно сделанная с художественной точки зрения. Они же разработали новый логотип DJuice – тоже достаточно смелый и вызывающий споры».
Web
Для разработчиков сайтов именно дизайнерская составляющая уже несколько лет не является предметом специальных изысканий. Некоторые из них сегодня относятся к термину «веб-дизайн» скептически.
Дмитрий Федоренко, директор интернет-агентства «Студио 7»: «Веб-дизайн как понятие – это скорее пережиток прошлого. Когда в Украине появились первые заказчики сайтов, большинство из них интересовала именно красивая этикетка, а не его содержимое. Сайт в Интернете тогда был не более чем престижным атрибутом. Теперь из имиджевого продукта он превратился в реальный инструмент для ведения бизнеса. На первое место выходит функциональность, максимальная простота и доступность. В этом заключаются основные принципы дизайна в стиле Web 2.0».
Иван Цюпка, художник и один из руководителей «Медиа Арт Лаборатории»: «Веб-дизайн миновал пик своего развития пять-шесть лет назад. В начале 2000-х в Интернете массово возникали сайты, которые действительно могли вас потрясти. Сегодня подавляющее большинство из них стали похожими на Google, Yandex и т. п. Масса экспериментов (в том числе и с 3D-графикой) оказались невостребованными. Дело в том, что веб-дизайн создается в расчете на стандартные средства интерактивности: монитор, мышь, клавиатура. Оказалось, что есть некая оптимальная схема, к которой в результате пришла основная масса разработчиков. Однозначно фокус современного технологичного дизайна сместился в иную область. Сейчас появилось другое».
Multi-touch-интерфейсы
Имя этому «другому» – технология multi-touch. Говоря простым языком, она позволяет человеку общаться с компьютером с помощью сенсоров, улавливающих прикосновения и движения сразу нескольких пальцев.
Некоторое время о multi-toch знала только небольшая группа технических специалистов и отдельные художники-экспериментаторы от современного искусства. Среди последних наиболее известна пара Криста Зоммерер и Лоран Миньоно. Сегодня их называют пионерами Interface Culture или, если будет угодно, дизайна интерфейсов.
«Интересные сайты тоже сначала появлялись как художественные проекты, – рассказывает Иван Цюпка. – Речь идет о тенденции – многие идеи сначала обкатываются на каком-то искусстве, а затем входят в жизнь и обретают стандарты».
Вхождение в жизнь multi-touch началось 9 января 2007 г. в Сан-Франциско. В этот день компания Apple анонсировала свой знаменитый iPhone. Эмоциональное послание главы компании Стива Джобса имело заметный эпохальный оттенок: «Все мы рождаемся с совершенным манипулятором – нашими пальцами, – сказал он. – И iPhone использует их для создания наиболее революционного пользовательского интерфейса со времен изобретения компьютерной мыши».
Первый миллион экземпляров iPhone раскупили через 74 дня после поступления телефона в продажу. И пока аналитики из ABI Research вразумляют общественность сообщениями о том, что iPhone нельзя отнести к категории смартфонов, кое-кто уже сумел увидеть в телефоне Джобса «знамение грядущих перемен». 2008 г. наверняка внесет больше ясности в то, оправдается ли этот прогноз на самом деле.