«О решении суда мы узнали из СМИ».
Анастасия Сосевич, директор по внешним связям представительства Telenor в Украине, о признании Печерским судом неисполнимым решение Нью-Йоркского арбитража по конфликту совладельцев «Киевстара»
Коммуникации
Рекламно-маркетинговый рынок пополняется новыми форматами
В Украине 10 агентств объединились в группу United Communications, одним из основателей которой является Андрей Федоров. В ее состав вошли: маркетинг-консалтинговое агентство «Люди», исследовательские Pravda Research и Touchpoll, креативное агентство Sahar и др. Из агентств, недавно заявленных в составе группы, можно выделить Mr.Wolf и Jumbo BTL.
«Основные ниши мы уже закрыли. Хотя есть с десяток более узких сегментов в рамках маркетинговых коммуникаций, которые мы сможем занять», – констатирует Андрей Федоров. На рынке Украины работает еще около 10 рекламно-коммуникационных холдингов – как крупных, так и включающих в себя лишь несколько агентств.
United Communications – не жестко централизованное объединение, это позволяет каждому входящему в него агентству отстаивать свою конкурентоспособность самостоятельно. Кроме того, не менее половины доходов в агентствах (а в некоторых – 90%) обеспечивают независимые заказы клиентов, которые с другими компаниями группы не работают. «Группа стала таковой еще в 2004 г., но мы ее так никогда не позиционировали. Клиенты и рынок начали нас как-то называть, обычно по имени одной из компаний. Мы разработали общий бренд, который все же продвигать не будем», – говорит Андрей Федоров.
Mr.Wolf – агентство нового формата для Украины. Оно позиционируется как агентство по управлению брендами клиентов (Brand management agеncy). По крайней мере, еще один игрок на рынке планирует создание аналогичной структуры.
Производство
Производители сахара рвутся к независимости
«Сахарный союз «Укррос» (крупный отечественный производитель сахара) планирует наладить производство полного цикла. С начала 2007 г. количество земель, обрабатываемых сельхозпредприятиями, входящими в «Укррос», увеличилось с 37 до 60 тыс. га. До конца года показатель достигнет 70 тыс. га. В модернизацию сельхозтехники за год было вложено 24 млн. грн. «Укррос» намерен занять 13,5% рынка производства сахара (1,5 млн. т), тогда как в прошлом году его доля составляла 9,8%.
Расширением производства озабочены и другие украинские производители сахара. К примеру, «Астарта-Киев» планирует к 2010 г. обрабатывать 120 тыс. га. «Черноморская аграрная группа» (учрежденная «Инсахарпром-К») к тому же сроку намерена обрабатывать около 50 тыс. га (сейчас 10 тыс. га, до конца года будет 20 тыс. га). А «Западная компания «Дакор» (г. Ровно), которая уже сегодня арендует 80 тыс. га сельскохозяйственных земель, занялась инвестированием в сельхозтехнику (в этом году вложила около $8 млн.).
Расширяя бизнес, производители в первую очередь стремятся снизить свою зависимость от внешних поставщиков сырья ради возможности контролировать рентабельность. «На рынке со снижающимися ценами выживут только те производители, которые смогут обеспечить свои заводы наиболее дешевой свеклой», – комментирует ситуацию Алексей Крутыбич, председатель совета директоров «Сахарный союз «Укррос».
Реорганизация
Финансово-промышленные группы реорганизуются до прозрачности
Российское подразделение консалтинговой компании KPMG займется повышением прозрачности и управляемости украинской промышленно-финансовой группы, в состав которой входят концерн «Оверлайн», корпорация «Хотрен», АКБ «Финбанк», «Каштан-Девелопмент» и другие компании, связанные с указанными выше отношениями участия в капитале. (Все эти компании ассоциируются с именем Бориса Кауфмана.) Цель – усовершенствование системы управления ФПГ, что будет способствовать привлечению внешних инвестиций.
Как отметил Борис Львов, партнер отдела бизнес-консультирования KPMG, «проект интересен тем, что предприятия разнородные, их системы управления – различной степени зрелости. Поэтому, определяя полномочия и зоны ответственности управляющей компании, мы будем уделять особое внимание внутреннему информационному обмену между предприятиями группы, достоверности данных и своевременности их предоставления».
В настоящее время это далеко не первый случай, когда ФПГ начинает упорядочивать активы. Моду на прозрачное управление ввели ряд крупнейших ФПГ страны. Так, довольно четкую систему управления активами имеет группа СКМ Рината Ахметова. Завершена реструктуризация группы «Интерпайп» Виктора Пинчука, все активы которой переданы в управление зарегистрированной в Лондоне инвестиционно-консалтинговой компании EastOne. Для управления активами Александра Ярославского (группа «УкрСиббанк») также существует отдельная структура Development Construction Holding. Дмитрий Фирташ учредил холдинговую компанию Group DF, в которой консолидированы его активы в энергетике, химической и энергетической промышленности.
Диверсификация
Поиск прибыли вне профильного бизнеса
Когда компании становятся довольно крупными и сталкиваются с ограничениями в развитии в рамках своей специализации, они могут расширить бизнес за счет новой для себя деятельности. Именно так поступили «DiaWest – Комп’ютерний світ» и «Евросеть».
Первая компания создала турагентство DiaWest – tour, представители которого будут работать во всех магазинах сети (их сейчас 65). В компании рассчитывают, что постоянные покупатели техники станут также постоянными покупателями туристических путевок. Ставку сделали на лояльность клиентов к бренду. В первое время планируют продавать 4 тыс. путевок ежемесячно, что за год составит почти 47 тыс.
«Евросеть» на эксклюзивных правах будет продавать новый альбом Земфиры «Спасибо». Возможно, таким образом ритейлер получит дополнительные возможности заработка в условиях общерыночного падения продаж мобильных телефонов как в денежном выражении (на 4%), так и в количественном (16%).
Вопрос номера
В настоящее время все чаще можно слышать, что определение «медийное рекламное агентство» постепенно устаревает, и ему на смену приходит «коммуникационное агентство».
Что стоит за этой сменой терминов?
Если традиционное медийное агентство работает по принципу «нам нужны радио, телевидение и пресса», исходя из которого готовит медиастратегию, то коммуникационное агентство больше участвует в процессе продвижения бренда. Например, агентство принимает участие в выборе оптимального сегмента, на который нужно осуществлять коммуникационное воздействие.
Денис Лазуренко,
директор компании Sigma-media
Клиенты уже давно ждут качественных предложений по интегрированным кампаниям, построенным на одной сильной стратегии и большой идее. Но, к сожалению, на украинском рынке пока нет таких агентств, есть только попытки к их созданию. Поэтому если сейчас и наблюдается тенденция смены «медийных агентств» на «коммуникационные», то это скорее просто смена вывески и дань моде.
Светлана Шинкаренко,
директор креативного агентства Adventa Lowe
Сейчас клиенту от медиаагенства нужно не просто купить 1000 GRP по самой низкой цене, а получить решения определенных задач. И агентство вынуждено задумываться о коммуникации в целом, понимать, вникать, создавать интегрированные в разные каналы коммуникации решения. Такое агентство не только размещает в медиа что-то предоставленное креативным агентством, но и отвечает за коммуникацию в целом.
Лилиана Лукаш,
Media&Sponsorship Director агентства TABASCO