Неудовлетворенность темпами развития чужого бизнеса перевела Олега Кристюка из наемных менеджеров в управляющие собственники.
Сейчас в группу, которой Олег Кристюк владеет и руководит совместно с другом юности Игорем Гасаенко, входят несколько направлений: управленческий консалтинг, поставка расходных материалов для печати, продажа и сервис компьютерной техники, фотостудия, ресторан.
Что бы вы сами рассказали о себе в первую очередь?
Мне уже 37 лет, но ощущаю, что с возрастом приходят знания и чувства, которых не было в молодости. При этом испытываю гармонию во всех ключевых аспектах жизни. Первый из них – семья. Это самое важное, что есть близкий человек, который всегда готов поддержать, стимулирует к росту и вдохновляет. Есть двое детей, которые учатся и растут, а я вместе с ними. Слава Богу, живы родители. Второй аспект – работа. Замечательно, что она есть и что она такая. И очень важно, что у меня есть надежный компаньон. Для меня ценно то, что наши взгляды на жизнь и цели совпадают. Третий аспект, который сильно влияет на внутреннее спокойствие и гармонию, – восприятие окружающего мира. Я понимаю, что мир вокруг меня такой, какой я сам. Не нужно идти против чего-то или за чем-то, надо понять, как хочешь жить ты сам и люди вокруг, и стараться так и делать. При этом показывать окружающим свои цели поступками, своим примером. А если мы так будем жить, то и уровень жизни будет меняться, становиться лучше.
Важный источник гармонии связан с хобби. Последние несколько лет для меня – это путешествия, которые дают новые эмоции. То, что я увидел в мире за эти годы, знакомства с людьми, посещение событий – дает замечательные впечатления, огромный запас позитива.
Почему вы, достигнув определенного положения в одной компании, уходили на условия, которые кажутся менее привлекательными?
Потому что на всех работах для меня главным было ставить перед собой амбициозные стратегические цели, которые, может быть, даже несвойственны этому рынку, должностям, компании; получать результаты и постоянно расти. Но в момент кризиса большинство владельцев говорят: останавливаемся, уменьшаемся, ждем. Но я верю, что кризис – лучшая возможность для роста и развития.
С одной крупной компанией мы расстались после кризиса 1998 г. Через десять лет история повторилась. Тогда я задумался: либо опять наниматься в крупную компанию и начинать заново развиваться, либо вернуться к истокам, к своему делу. Но в первом случае почти наверняка все будет так же, как и ранее, и еще через десять лет, когда я добьюсь чего-то, опять случится расставание.
На момент принятия решения мои нынешние бизнесы уже работали. Я решил заняться ими, полностью погрузившись в операционную и стратегическую деятельность. Сделанный выбор внес в мою жизнь спокойствие и уверенность.
Кем вы мечтали стать в детстве?
Меня родители воспитали так, что я всегда стремился к лидерству. В школе должен был быть лучшим учеником, в физмате хотелось стать гениальным физиком-математиком, хотелось стать лучшим спортсменом и кавалером, когда в юности заглядывался на девушек (улыбается).
С чего вы начинали профессиональную деятельность?
Смешно получилось. Я окончил очень хорошую физико-математическую школу, что дало возможность поступать в любой вуз страны практически без экзаменов. У меня была склонность к техническим наукам и системному подходу. Поэтому я измерил количество шагов от дома до КПИ, Нархоза и КИИГА (сегодня Национальный авиационный университет. – Прим. ред.). Ближе всего был КПИ (за пять лет обучения на дороге я сэкономил бы несколько недель жизни). Кроме того, в 1991 г. в этом учебном заведении появилась новая методика обучения: со второго курса обещали преподавание на английском. Многое не сбылось, но было немало и полезного, особенно свободное посещение занятий по большинству предметов. На первом курсе познакомился с Игорем – нынешним партнером по бизнесу, другом по жизни.
Как-то на радиорынке мы заметили, что люди записывают дискеты и потом их перепродают. Нас потянуло в коммерцию. Зарегистрировали СПД. По поводу занятий в институте я решил, что это хорошо, но скучно. Начали продавать записанные дискеты, какие-то комплектующие, открывали свои ларьки и магазинчики. Пошло развитие.
К середине 1990-х пришло осознание того, что хочется скачка вперед, вырасти из тех схем, которыми мы занимались. Пошел поработать в крупную компанию МДМ-Сервис, где вырос от сборщика компьютеров до заместителя директора по продажам МДМ Электроникс.
Не жаль было из владельцев маленького, но собственного бизнеса переходить в сборщики?
Чтобы вывести свой бизнес на новую ступень, необходимы новые знания и навыки. Есть два варианта: пытаться все делать самостоятельно либо узнать у других. Но наставники, которые могли бы подсказать, не находились. В начале 1990-х бизнес был для всех внове.
В компании я оказался неправильным сборщиком, потому что пришел не для того, чтобы между перекурами сделать план на день. Все выполняли дневную норму, а я перевыполнял ее раза в три-четыре, поэтому меня вскоре перевели в офис.
Когда открыли направление электроники, меня поставили работать в первом магазине на бульваре Леси Украинки. Я начал много продавать, поэтому стал ответственным и за вторую точку – в «Детском мире». Вскоре стал руководителем непрямых продаж, потом прямых. Набирался опыта, навыков и очень благодарен компании, в которой работали замечательные люди и не просто руководители, а настоящие учителя, профессионалы своего дела.
Однако когда начался кризис 1998 г., компания долго решала, куда и как двигаться. А я понял, что хочу развиваться дальше и перешел в K-Trade на должность руководителя розничных продаж. В тот момент МДМ была лидером по производству компьютеров (ТМ Everest), а K-Trade – небольшая компания, узкопрофильный дистрибьютор. У меня сначала даже места рабочего не было. Я сразу взял сотрудницу на работу, посадил ее за единственный стол, а сам остался без места.
Но владелец дал мне возможность: бери и работай, за что я ему очень благодарен. Постепенно отдел вырос до пяти человек, и в течение десяти лет я стал руководителем всех продаж, потом еще и директором по маркетингу. Далее – заместителем генерального директора и генеральным директором. За это время K-Trade стала одним из лидеров IT-рынка Украины.
Распространено мнение, что продажи и маркетинг – противоборствующие структуры. Как происходил ваш переход?
Я не столько перешел от одного к другому, сколько добавил к продажам маркетинг. Часто у нас маркетингом называют просто рекламу. К примеру, бывает, что сотрудница, которая занимается размещением рекламы, называется директором по маркетингу. Занимаясь продажами, я заметил, что наш рекламист кое-что неправильно делает, и забрал его к себе. Потом нанял PR-менеджера. Ведь маркетинг не имеет границ, в него входят и продажа, и продвижение, и реклама, и стимулирование сбыта, и анализ рынка и др.
Что объединяет все ваши компании?
Наверное, общая концепция – «Колесо жизни». Одна сфера – зарабатывание денег, развитие, для этого нам нужны определенные направления деятельности. Вторая – яркое проведение досуга. Мы раздвигаем рамки восприятия жизни для партнеров, которые с нами, по сути, живут. Если мы были вместе на концерте, поехали в какую-то страну – это впечатления, эмоции, радость. Третья – эффективность. Мы консультируем партнеров и работаем с ними таким образом, чтобы они получали максимальные результаты. Четвертая сфера – мир вокруг и мы сами. Поэтому есть направления деятельности, призванные поддерживать талантливых людей, которые видят мир в ярких красках и хотят сделать его лучше, создают своими руками невероятные вещи – пишут картины, фотографируют, сочиняют стихи, создают шедевры кулинарного искусства, делают людей красивее и т. д. А мы в свою очередь всячески поддерживаем их – делаем тематические встречи, мастер-классы, рассказываем людям об их достижениях, помогаем в реализации их творческих планов. Например, в конце года пройдет выставка одного из фотографов нашего проекта FreeArt. Все работы будут распечатаны с помощью нашей продукции.
Каким образом выстроена система перехода от стратегических целей к реализации?
Приведу пример того, как это происходит в ColorWay. Один из ключевых элементов продвижения в компании – дилерская политика. Партнеры – это наши друзья, семья. Мы не должны просто продать им продукцию, потому что это будет обычная перегрузка техники с нашего склада на их. Нужно делать все возможное, чтобы партнеру было приятно продавать наш продукт, комфортно и выгодно, чтобы он приносил ему стабильную прибыль. Делать так, чтобы партнер дальше хотел работать со своими клиентами, проводить акции, заниматься правильным ценообразованием. Поэтому, помимо бизнеса, есть и поездки за границу, походы, спортивные мероприятия, концерты.
В прошлом году мы определили просветительскую деятельность как очень важную задачу на весь год. Решили проехать со своими семинарами по городам-миллионникам, привлечь к ним наших поставщиков, представляющих всемирно известные марки (компьютерных аксессуаров и комплектующих). В каждом городе провели большие мероприятия под общей идеей «зарабатывай больше с нами», на каждое приглашали не менее 100 компаний. Рассказывали о продукции, о том, каким образом можно увеличить доходы. Люди остались довольны в том числе и потому, что мы приехали к ним. Потом организовали тур по стране с целью посетить точки, где продается наша продукция. Часто продавец не знает, как именно обращаться с той или иной продукцией, не видел, как она работает. Совершили около 30 поездок, в крупных городах создали команду мерчандайзеров. На сегодняшний день из общего плана осталось провести только одно массовое мероприятие: 18 ноября состоится вторая маркетинговая конференция ColorWay.
Вы сами выбираете для себя путь? Кто ваши учителя?
Восточная мудрость гласит: человеку не нужно искать себе учителя. Настоящий учитель появится в тот момент, когда сам человек будет к этому готов.
Учитель – это не обязательно человек, который что-то объяснит. Может, тысячу лет назад кто-то совершил поступок со смыслом, а ты сейчас готов этот смысл понять. Научить может явление из политической или экономической жизни, фильм и др. Все, что нас окружает, – не просто так, и каждое событие чему-то учит.
По бизнесу учителя – это преимущественно всемирно известные личности: Джек Уэлч, Ли Якокка, Альфред Слоун, Генри Форд, Стив Джобс. У каждого я что-то находил в свое время. Так, в известных словах Генри Форда, сказавшего, что автомобиль может быть любого цвета, если это черный, я уловил смысл о важности построения, позиционирования и продажи одного модельного ряда. Когда занимался компьютерами, это меня подвигло на то, чтобы перейти от продаж техники под заказ к формированию готового потребительского продукта. Ранее покупатели приходили и спрашивали материнские платы, процессоры и проч., в руках держали бумажки с нацарапанными названиями. Я же предложил считать, что компьютер – это продукт, который просто дает возможность человеку удовлетворить свою потребность: либо это «мой первый компьютер», либо «офисный десктоп», компьютер для журналиста, позволяющий работать с текстами, обрабатывать фотографии и видео. Еще лет 10-12 назад мы начали продавать компьютеры через розничные сети электроники и бытовой техники. Идея казалась странной, а сейчас это обычное явление.
Всегда хотелось равняться на тех, кто своими поступками, принципами, отношением к жизни смог перевернуть восприятие мира, продвинуть его вперед и поднять качество жизни людей на новый уровень. Но нельзя равняться на кого-либо во всем. Я – индивидуальность, неповторимая во всем мире.
Но бизнес-идеи ведь можно просто позаимствовать.
Все равно нет прямого копирования, стараемся учиться везде и понемногу. Так, во время поездки в этом году в Германию на выставку IFA я заметил много маленьких магазинчиков, которые каждый в своем квартале продают расходные материалы, немного аксессуаров и оказывают услуги. Я подумал, что это надо использовать в нашей работе в Украине и предложить региональным партнерам программу по открытию магазинов ColorWay, в которых делать акцент на расходные материалы, аксессуары и дополнительные услуги. Такая схема на сегодняшний день конкурентоспособна и может приносить прибыль.