Свободное время

Немецкий социалистический триллер


Гуманистические идеи редко приводят к острому сюжету, однако здесь это получилось


Владимир Ильич Ленин очень любил «Аппассионату» Бетховена. Однажды он даже признался Максиму Горькому, что если будет ее слушать, то никогда не свершит революцию, потому что «Аппассионата» заставляет его «говорить людям милые глупости и гладить их по головкам». Так рассказывает о возникновении замысла своего фильма немецкий режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. «Я понял, что это и есть подлинная сущность идеологии: тотальное доминирование принципа над чувствами», – говорит он.


С тех пор как в марте 2006 г. дебютную картину молодого немецкого режиссера зрители увидели впервые, она стала победителем European Film Awards-2006 («Лучший фильм», «Лучший актер», «Лучший сценарист»), получила премию «Золотой глобус-2007», Оскара за «Лучший фильм на иностранном языке», еще 42 приза помельче и около $70 млн. выручки (при бюджете всего $2 млн.). С 29 ноября начался широкий прокат киноленты в нашей стране.



«Жизнь других» – один из главных европейских фильмов последних лет. Сюжет отправляет зрителя в Восточный Берлин образца 1984 г. Местные творческие интеллигенты борются против спецслужбы «штази» с обычными для подобной борьбы трудностями и последствиями. Опыт знакомства с отечественным кино о тоталитарных временах заранее настраивает на поучительное и довольно унылое зрелище. При самом серьезном отношении к теме (режиссер 1,5 года изучал архивы и столько же потратил на сценарий) у молодого Доннерсмарка получилась не только драма, но и великолепный политический триллер. Успешный сотрудник «штази» капитан Герд Вислер испытывает спортивный интерес к тому, чтобы раздобыть компромат на обладающего безупречной репутацией социалистического драматурга товарища Георга Дреймана. В доме последнего устанавливают подслушивающие устройства, начинается слежка. Однако Доннерсмарк все-таки заставляет капитана Вислера дослушать «Аппассионату» Бетховена до конца…


Плоды бескомпромиссности


«Девушки поют» – возможно, лучший в СНГ авангардный альбом 2007 года


Чем сегодня интересен Человек, которого зовут Леонид Федоров? Прежде всего тем, что на территории бывшего СССР он является одним из самых последовательных музыкальных экспериментаторов. Но еще в начале 1990-х композитор, гитарист и лидер группы «Аукцыон» следовал по обычному пути всех бывших советских рок-музыкантов. Альбом «Птица», записанный в 1993 г., оказался самым финансово успешным за всю историю коллектива. Для многих поклонников эта запись по сей день остается образцом музыки, ради которой стоило создавать группу. Сам же Федоров наверняка поморщится, если вы вдруг заговорите с ним об этом альбоме. Главная причина, по которой он может быть ему благодарен – не слава. «Птица» помогла понять, в каком направлении ему точно не следует двигаться. Отказавшись от роли дряхлеющего динозавра русского рока, Федоров предпочел заняться расширением творческих границ. И сегодня он пожинает плоды той бескомпромиссности.


Новую пластинку группы «Аукцыон» под названием «Девушки поют» кое-кто поспешил назвать лучшим авангардным альбомом 2007 г., созданным музыкантами из бывшего СССР. Несмотря на пафосность оценки, скорее всего так оно и есть. Ведь на цифровых дорожках упомянутого CD запечатлено участие  гитариста Марка Рибо, клавишника Джона Медески, альт-саксофониста Неда Рехенберга, трубача Франка Лондона. Все эти музыканты – звезды мировой авангардной музыки. «Им понравился материал, вот и все, – скромно рассказывает автор музыки Леонид Федоров. – Если бы им что-то не понравилось, если бы им это было не нужно, вряд ли они согласились». 

Залишити відповідь