В этой банальной истории отражено все «качество» современной отечественной бизнес-среды: зачем обзаводиться разрешительными документами, если потом все равно нужно давать взятки?
Мой клиент приобрел мобильную кофейню и, потратив немало времени, сил и денег (порядка 18 тыс. грн. официальных платежей), оформил все необходимые документы на выездную торговлю сроком на полгода с правом одноразового продления. Получил и временный ордер на размещение временного сооружения площадью 2,6 кв. м с привязкой к местности. И при этом он все-таки оказался жертвой проверяющих органов, для которых наличие документов – еще не повод отказаться от привычного дохода.
Впрочем, сдаваться без боя мы не собирались. Требования объяснить, на каком основании он торгует, предъявляли правоохранительные органы в лице постовой службы, ОБЭП, ГАИ и почему-то руководство зоопарка, по соседству с которым находились его законные 2,6 кв. м. Отсутствие в этом списке СЭС и налоговой выглядело скорее как исключение из общего перечня тех, с кем, как следовало из неофициальных бесед, надо было «договариваться». И это, повторюсь, несмотря на наличие всех требуемых законодательством разрешений.
Так, согласно ст. 21 Закона «О благоустройстве», ст. 28 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», п. 30 «Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения», утвержденного постановлением КМУ №833 от 15.06.2006, передвижные торговые точки, включая машины-кофейни, являются МАФ (малыми архитектурными формами). В соответствии с п. 13.2.5 «Правил благоустройства города Киева» (утвержденных Решением горсовета №1051/1051 от 25.12.2008, с изменениями и дополнениями от 28.10.2010 (публикация от 04.02.2011)), надлежаще оформленным разрешительным документом для размещения временных сооружений (МАФ) является ордер на размещение временного сооружения (в том числе временный), который выдается ГУ градостроительства и архитектуры при Киевской горгосадминистрации. Контроль же за законностью проведения торговой деятельности проводят органы исполнительной власти и местного самоуправления на основании предъявленного должностным лицом (подтверждается соответствующим удостоверением) направления на проверку (п. п. 36, 37 «Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения»).
Безусловно, можно было отказаться «договариваться» с бесконечной чередой проверяющих, но тогда для кофейного бизнеса наступили бы черные времена. Так, в разгар рабочего дня моего клиента чуть ли не каждый день на основании анонимных звонков вызывали во всевозможные инстанции для проверки документов, дачи пояснений, отписок. В результате торговую точку либо приходилось закрывать на неопределенное время, либо, оставляя ее на продавца, тратить уйму времени и сил на бесплодные попытки объясниться с проверяющими органами.
Ни уговоры, ни демонстрация документов, ни угрозы судиться – ничто не действовало на чиновников. Никакого криминала они, естественно, не нашли, но для бизнеса создали массу проблем. Как сказал о такой ситуации классик марксизма-ленинизма: по форме – правильно, а по сути – полное издевательство!
Спустя две недели нам со всей очевидностью стали понятны правила игры: даешь взятки – все в порядке, никто никаких проблем не создает, и что главное – торговая точка не простаивает.
Дополняли эту унылую картину придирки со стороны руководства зоопарка, которое заявило, что просто так торговать рядом со своей территорией не дадут (напомним: речь идет о тротуаре за забором, к которому зоопарк не имеет отношения). Конечно, никакими нормативными документами их требования не были предусмотрены. Да они и не думали на них ссылаться.
Обдумывая стратегию защиты, мы пришли к неутешительным выводам.
Во-первых, уровень давления на бизнес колоссальный, а отсюда – завышенные цены и отсутствие конкуренции. Чиновник поощряет только тот бизнес, с которого сам кормится. А эффективность производства, качество реализуемой продукции, социальная нагрузка бюджета для него – дело десятое, лишь бы конверты вовремя приносили. А теперь, когда Президент призвал к дерегуляции и сокращению чиновничьего аппарата, давление на бизнес, вероятно, усилится (если чиновники всерьез примут слова главы государства).
Во-вторых, любой предприниматель в Украине должен быть готов к тому, что его заставят работать по серым схемам, а если будет возмущаться, то и вовсе закроют его маленькое дело во имя теневой солидарности.
В-третьих, теневой товар и услуги оказываются дешевле, потому что легальное оформление бизнеса обходится дорого, а наличие всех документов все равно не гарантирует отсутствия претензий со стороны чиновников. Грубо говоря, платить один раз в месяц лично чиновнику дешевле, чем официально в казну.
В-четвертых, все имеющиеся способы защиты прав предпринимателей на сегодняшний день неэффективны. Доказать, что у моего клиента вымогали деньги или по отношению к нему злоупотребляли властью и служебными полномочиями, умышленно создавая препятствия для бизнеса, – чрезвычайно трудно. Все проверки формально проводились в рамках реагирования на сигналы (жалобы) анонимных граждан. По закону не отреагировать на них проверяющие органы, в том числе и милиция, не могли.
Судиться – снова время, нервы и деньги клиента. А возмещение морального вреда – вопрос практически безнадежный в наших судах.
В Главном управлении градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации, где выдавали документы на торговлю, только разводили руками, мол, знаем, не вы первые попали в такую ситуацию, и посоветовали писать жалобы им и в прокуратуру. То же посоветовали, когда в десяти метрах от нашей мобильной кофейни встал нелегал – без документов, разрешений, но зато с «хорошим» кофе. Вот и все, чем смогли или захотели нам помочь в этой ситуации те, кто кровно должен быть заинтересован в увеличении сбора налогов.