Прибыльность уборки помещений стала минимальной. Зато на специализированных работах рентабельность может достигать 200%.
Oтносительно молодой рынок клининговых услуг в Украине перешел на новую стадию развития – специализацию.
Еще несколько лет назад можно было хорошо зарабатывать на ежедневной уборке помещений. Такой фактор в сочетании с небольшим стартовым капиталом привлек в эту отрасль большое количество предпринимателей. Правда, они не осваивали новые виды работ, а предлагали услуги, уже существовавшие на рынке. Особенно массовое появление новичков в этом бизнесе произошло за последние два года. Повышение конкуренции привело к тому, что крупные компании, дабы удержать клиентов, начали снижать расценки на ежедневную уборку помещений. Ведь именно контракт на предоставление этой услуги позволяет равномерно распределять загрузку работников и получать стабильный доход в течение года.
Но клининг – это не только ежедневная уборка помещений, но и чистка различных зданий, фасадов, коммуникаций и прилегающих территорий. Украинские клинеры пока предоставляют относительно неширокий спектр услуг. Ведь для того чтобы освоить новые виды работ, необходимо постичь технологии, приобрести оборудование, расходные материалы, подготовить людей. А для этого нужны инвестиции на порядок больше, чем для организации обычной уборки. Но если предприниматели решаются на такое, их затраты окупаются относительно быстро, так как в таких сегментах практически нет конкуренции, соответственно можно получать максимальную прибыль. «Если фирма начинает специализироваться, например, на чистке дорогих штор или вентиляционных систем, то входит в сегмент, где практически нет конкуренции. В этом случае рентабельность работ может достигать 200% и выше», – рассказал Владимир Февралев, руководитель Международного института ухода за зданиями (Харьков). Хотя руководитель отдела маркетинга и рекламы крупной украинской клининговой компании «Шаден Групп» Ирина Кладько несколько иного мнения: «На чистке дорогих штор невозможно иметь постоянный доход. Эта услуга может быть как дополнительной к основной, к примеру, химчистке изделий».
Ротация – до 30% в год
Сейчас, по оценке Международного института ухода за зданиями, в Украине около 300 фирм предоставляют клининговые услуги. Большая часть из них – небольшие предприятия, в которых работают пять-семь человек. Но на их долю приходится не более 10% рынка. Крупные компании (с численностью сотрудников более 250 человек) занимают 60% рынка. Компаний, которые оказывают услуги, соответствующие европейским стандартам, наберется не более десятка. 30% рынка приходится на средние по величине компании.
Стоит заметить, что каждый год с рынка уходит до 30% операторов, примерно столько же появляется новых. «На сегодняшний день на рынке клининговых бытовых услуг осталось немного компаний, проработавших более двух лет. Зато старожилы значительно укрепили свое положение: улучшили и модернизировали материально-техническую базу, повысили профессионализм сотрудников, доработали управленческую структуру и систему подготовки кадров для обслуживания объектов любого уровня сложности», – поделилась г-жа Кладько.
Прекращают деятельность не только мелкие предприятия, руководители которых осознали, что клининг – это не их стезя. Трудности испытывают и крупные фирмы. Владимир Февралев сообщил: «Некоторые крупные компании начинают потихонечку разваливаться, терять клиентов, ведь у большой структуры много административного персонала. И если компания выполняет в основном низкорентабельные работы, то полученных денег недостаточно для развития. А вот небольшие фирмы оказались более жизнестойкими, так как им не нужно содержать большой персонал: здесь директор является и технологом, и менеджером по работе с заказчиками».
Перспективными оказались и такие клининговые компании (в народе их называют «карманными» или «придворными»), которые были созданы при крупных торговых или офисных центрах. Такие клинеры изначально оказываются в выигрышной ситуации. И если хозяева «кармана» не скупятся на содержание фирмы, вкладывают средства в подготовку людей и закупку оборудования, то такая компания постепенно расширяет свою деятельность, выходит на открытый рынок и начинает переманивать клиентов у конкурентов.
Игра на понижение
Всегда будет существовать противоположность интересов – заказчик хочет платить за предоставленную услугу как можно меньше, а исполнитель за свою работу – получать как можно больше. И в каждом деле приходят к компромиссу, который позволяет бизнесу развиваться. Что касается уборки помещений, то здесь многие руководители компаний не готовы платить больше чем 3-4 грн. за 1 кв. м (особенно это касается регионов). Именно до такого уровня была снижена цена этой услуги еще в 2004 г. С того времени ежегодная инфляция составляет примерно 10%, дорожают расходные материалы, оборудование, повышается заработная плата работников, а стоимость уборки помещений практически остается прежней. (Исключение составляет Киев, где минимальная цена уборки офисного помещения – 6 грн., торгового центра – 8 грн. за 1 кв. м.)
Естественно, никто не будет работать себе в убыток. Чтобы вписаться в эти ценовые рамки, клининговым компаниям приходится экономить на стоимости расходных материалов и заработной плате, что влечет за собой большую текучесть кадров. Где происходит быстрая ротация людей, там нет смысла вкладывать средства в обучение. Конечно, это сказывается и на производительности. Владимир Февралев рассказал: «По нормам, специалист должен мыть 70 кв. м витринного окна в час. В Украине работник клининговой компании моет в среднем 20-30 кв. м в час. И если человека хорошо подготовить к этой работе, то на мойке окон он может заработать 50-60 тыс. грн. в год».
Низкая производительность – не самая большая проблема клининговых компаний. Хуже, когда из-за большой текучести кадров люди не успевают освоить технику, с которой им приходится работать. В результате может быть испорчена как техника, так и имущество заказчика. Все это сказывается на общей репутации компаний. «Мелкие клининговые компании или частники, не имея достаточного опыта работы, навыков, оборудования и средств, берутся за любую работу. Они или не выполняют ее, или наносят ущерб имуществу заказчика. После этого очень сложно переубедить клиента, имевшего отрицательный опыт сотрудничества с клининговыми компаниями, что можно предоставить услугу на качественно другом уровне. И если нам удается его переубедить, то в дальнейшем, как правило, он становится нашим постоянным клиентом, – поведала г-жа Кладько. – С насыщением рынка будет обостряться конкуренция, которая начнет основываться не на понижении цен, а на качестве предоставляемых услуг, эффективности управления и квалификации сотрудников».
Лучше быть многопрофильной компанией Игорь Гогоша, директор «Клининг-ПРО» (Львов): |
Три уровня чистоты Клининг (от англ. cleaning – убирать, чистить) – вид услуг, оказываемый специализированными предприятиями по уборке и чистке зданий, фасадов, коммуникаций и прилегающих территорий. |