Наращивая объемы экспорта, отечественные компании все чаще прибегают к помощи банковских инструментов, способных решить ряд ключевых задач в этой сфере. Особенно эффективным может стать применение международного факторинга.
Первые международные факторинговые операции появились в Украине в 2005 г., и за два последующих года объемы подобных операций существенно возросли. Например, если в позапрошлом году в «Укрсоцбанке» оборот по международному факторингу составил 1,5 млн. евро, то в текущем году – уже около 20 млн. евро. Причем очень высокий спрос отмечается как со стороны импортеров, так и экспортеров. В мире такая услуга также востребована. Экспортный факторинг ежегодно прирастет на 20-40%. Подобная позитивная динамика объясняется теми преимуществами, которые получает экспортер от использования этого инструмента.
Преимущества международного факторинга
Вопрос роста продаж и сохранения уровня прибыльности – один из самых актуальных для отечественных компаний. Для компаний-экспортеров эта задача осложняется еще и тем, что им приходится искать новые ниши и рынки сбыта на чужой территории. Ведь выход на новые рынки сопряжен со значительным числом рисков: риском страны, риском ликвидности экспортируемого товара, благонадежности и платежеспособности покупателя. Для снижения обоюдных рисков, как правило, экспортер требует от импортера предоплату, в лучшем варианте – используются гарантия или аккредитив. Но есть более прогрессивная альтернатива – отсрочка платежа или так называемого открытого товарного счета, который «покрывается» упрощенным для сторон инструментом – международным факторингом. Фактор проверит бизнес-репутацию и платежеспособность покупателя, после чего экспортер сразу же сориентируется, можно ли отказаться от предоплаты, отгрузить товар в пять раз больше предполагаемого, что в свою очередь позволит оптимизировать его транспортные затраты, количество и ассортимент товара. Благодаря экспортному факторингу продавец сможет своевременно получить валютную выручку, избежать денежного спора с импортером, снять с себя риски и возможные судебные издержки в случае возникновения проблем с дебиторской задолженностью импортера. Иногда затраты на возврат выручки в несколько раз могут превышать сумму поставки, то есть максимум выгоды: и валютная выручка придет в срок, и отсутствие головной боли по возврату долгов. Цель экспортера – искать новые рынки сбыта, покупателей, увеличивать объемы продаж, что значительно важнее, чем тратить свое время на отслеживание текущей задолженности по покупателям и заниматься ее погашением.
Альтернатива инструментам торгового финансирования
Важно, что факторинг сочетает в себе несколько услуг – финансирование экспортера, проверку бизнес-репутации покупателя, аутсорсинг бухгалтерского учета, инкассо, гарантии и страхования платежа. Все перечисленные услуги входят в классический факторинг, но без финансирования мы получим так называемый collection. Конечно, международный факторинг спокойно работает даже без такой части, как финансирование оборотных средств, но ее использование вполне оправдано.
В настоящее время отсрочка платежа, как правило, является преобладающим условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран. Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибьютору, и розничному продавцу. Инвестируя денежные средства в построение каналов сбыта, большинство компаний способны в разы увеличить объемы продаж. Таким образом товарный кредит сегодня становится основным инструментом развития компаний. Однако этот кредит предполагает вложение значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также перед компанией встают организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит, и т. д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только инвестиций в оборотный капитал, но расходуется значительный объем ресурсов на построение технологии. Экспортный факторинг позволяет поставщикам осуществлять расчеты на условиях отсрочки платежа без существенного отвлечения оборотных средств. Получая финансирование от банка-фактора в счет поставок, продавец может предоставлять своим клиентам отсрочку до 90 дней, при этом объем финансирования меняется пропорционально изменению товарооборота между поставщиком и покупателем, а условия платежа остаются неизменными.
Персональный аналитик и маркетолог
Риск неплатежа при продажах на экспорт может быть обусловлен целым рядом факторов. В отношениях с малоизвестными зарубежными партнерами договор о купле-продаже или договор подряда на выполнение работ, конечно, не всегда является той самой надежной и долговременной основой, как в операциях внутри страны. Именно поэтому возникает потребность в дополнительных гарантиях, которые способен предоставить факторинг.
Необходимо помнить, что риск компании отличается от риска неплатежа. Непоступление денег возможно и не по вине конкретной компании, а вследствие, например, изменений в местном законодательстве, смены собственника и источника инвестиций, передела рынков товара и их пропорций потребления, колебания курса валют. Многие из этих рисков банк учитывает в маркетинговом исследовании, которое он проводит, перед тем как взять компанию на факторинговое обслуживание. Получив исследование рынка в чужой стране от банка-фактора, компания сможет спрогнозировать возможные изменения спроса на свои товары и тем самым предпринять действия, чтобы не потерять налаженные каналы сбыта.
Факторинг уникален именно наличием такого элемента, как анализ спроса на данный товар. Нет другой банковской услуги, которая включала бы хоть что-то похожее.
Возможности международного факторинга Международный факторинг включает следующие услуги: Международный факторинг застрахует от следующих рисков: Составляющие стоимости: |
В рамках услуги международного факторинга банк может провести маркетинговое исследование международных рынков сбыта для продукции предприятия
Из банка-первопроходца в банки-лидеры «Укрсоцбанк» оказывает услугу факторинга с 2001 г. В 2005 г. он первым из числа украинских банков был принят в одну из крупнейших международных факторинговых ассоциаций – FCI. Это самая сильная и строгая организация, где и следят за качеством, объемами факторинговых операций каждого участника. Если нет объемов, значит, нет опыта, и как результат – качество мировых стандартов. Вступление «Укрсоцбанка» в FCI положило начало работы Украины на международном рынке факторинга. В банке постоянно обучаются международным стандартам, перенимают опыт лучших специалистов данной отрасли и стараются передать этот опыт всем филиалам. В ноябре банк принял участие в работе годового собрания FCI. В рамках работы собрания был опубликован рейтинг факторинговых компаний мира – членов FCI (оценивалось качество отбора клиентов, профессионализм, качество факторингового сервиса). «Укрсоцбанк» занимает 103-ю позицию (всего в состав FCI входит 223 фактора из 63 стран). |