Максим Агеев, вице-президент корпорации «Квазар-Микро»:
– Период летних отпусков – всего лишь еще одно испытание для системы планирования и управления ресурсами предприятия. Как любой живой организм, компания «Квазар-Микро» время от времени испытывает недостаток в ресурсах, но это не носит симптомов лихорадки. Правильно функционирующая система планирования позволяет легко преодолевать любые ресурсные ямы. Если заранее известна сетка отпусков, то каждому сотруднику назначен дублер, который способен на время его отпуска взять на себя функции отпускника. Ключевые лица компании, даже находясь в отпуске, имеют каналы экстренной связи для управления на расстоянии, поэтому отпускной период у нас проходит относительно безболезненно. Действительно, персонал, оставшийся «в строю», работает с перегрузкой, но эта перегрузка контролируема. Хорошо поставленные бизнес-процессы делают некритичным фактор наличия или отсутствия того или иного сотрудника для работы компании в целом – здесь напрашивается прямая аналогия с отказоустойчивыми системами.
Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании KINTO:
– Усi спiвробiтники нашої компанiї встигають вiдпочити за два мiсяцi – липень i серпень. Наша компанiя влiтку на 100 процентiв не працює, але залишається дiєздатною. Технiчний персонал iде у вiдпустку на 24 днi. А керiвництво має право пiти на вiдпочинок тiльки на два тижнi.
Евгений Вовчановский, директор по развитию кондитерской корпорации ROSHEN:
– К сожалению, мы не можем уйти в отпуск все вместе. Хотя это было бы удобно. У нас на предприятии существует график отпусков, и он может корректироваться в зависимости от потребности. Есть определенная очередность. Ведь производство работает круглый год, и продажа продукции тоже происходит круглогодично. Нельзя сказать, что нас лихорадит. Конечно, летом, когда людей мало, работать труднее, но тем не менее мы справляемся.
Олег Пурик, директор компании «Росток – CD»:
– Отпускников, конечно, много, но в нашем бизнесе летний период – это время некоторого затишья на рынке, когда удобно провести все ремонтные и профилактические работы. Да и сотрудники компании, отдохнувшие со своими семьями, получат позитивный заряд на весь последующий год.
Александр Рябченко, директор Института приватизации и управления собственностью и инвестициями:
– Каждый наш сотрудник может получить отпуск продолжительностью 24 календарных дня, положенных ему по законодательству. А также в любое время года, когда он захочет. Мы в состоянии отправить в отпуск одновременно всех наших специалистов в летний период. Но единственное условие, чтобы остался кто-то в качестве дежурного на случай необходимости решения оперативных вопросов. Нашей компании даже удобно, чтобы большая часть ее сотрудников одновременно ушла в отпуск летом. Это связано с тем, что парламент не работает и нет особых изменений в сфере законодательства.
Андрей Тарасов, председатель правления ЗАО «Альфа-Банк»:
– От «отпускной лихорадки» не страдаем ни мы, ни наши клиенты, поскольку используем несколько эффективных способов ее предотвращения. В банке существует четкое распределение функциональных обязанностей. При отсутствии любого сотрудника не только во время отпуска, но и во время командировки или по болезни его обязанности перераспределяются между сотрудниками подразделения, а если отсутствует руководитель подразделения, всегда назначается исполняющий его обязанности. Благодаря гибкости графика отпусков сотрудники банка имеют возможность делить отпуск на несколько частей, которые можно использовать в удобное время в течение года, что позволяет более равномерно распределить нагрузку во время их отсутствия. Кроме того, пик отпускного периода в банке совпадает с летним отдыхом большинства наших клиентов.
Григорий Дашутин, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Укрросметалл»:
– Нас больше лихорадит в так называемые праздничные дни: Новый год, 8 Марта, майские праздники. Летом компанию не лихорадит. У нас действует гибкая система отпусков, все сотрудники отдыхают по графику.
Юрий Сосюрко, президент Всеукраинской ассоциации лизинга «Укрлизинг»:
– В отпускной период работники нашей компании уходят в отпуск, как положено, – на 24 календарных дня, а вместо них работают другие. Мы работаем по принципу взаимозаменяемости, чтобы при необходимости можно было подменить отпускника другим человеком. Многие берут две недели летом и две – зимой.
Владислав Дябло, член наблюдательного совета БМКК «Ласуня»:
– Предприятия у нас с непрерывным циклом производства, поэтому наши сотрудники одновременно уйти в отпуск не могут. Завод не может остановиться ни при каких обстоятельствах. Мы установили скользящий график отпусков. Это относится ко всем сотрудникам компании – от руководства до рабочих. Отпуск можно разбить на летний и зимний. Мы всегда идем навстречу пожеланиям работников завода. Например, я свой отпуск разбиваю, обычно летом беру две недели. Нынче поеду отдыхать в Сибирь.
Юлия Мостовая, заместитель главного редактора еженедельника «Зеркало недели»:
– У нас никто не спускает сверху вниз графики отпусков. Они у нас построены на самосознании, всегда существуют договоренности без вмешательства руководства газеты. Журналисты, которые уходят в отпуск, вместо себя оставляют своих коллег, которые и выполняют объем работы, необходимый изданию. Обычно наши сотрудники берут две недели летом, а две недели зимой, в Новый год или на Рождество.
Андрей Савело, руководитель департамента производства и обеспечения (ДПО) корпорации «Инком»:
– Корпорация «Инком» – многопрофильная компания, сотрудники которой (а это более 900 человек) выполняют одновременно множество сложных наукоемких проектов по заказу предприятий, работающих в различных отраслях и во всех регионах Украины. Поэтому плановое предоставление отпусков для нас не прихоть, а условие успешного ведения бизнеса. Отпуск сотрудникам предоставляется в четком соответствии с трудовым законодательством. Многие мои сослуживцы предпочитают делить отпуск и отдыхать дважды в году: летом на море, зимой на лыжах в горах. Это удобно и не вредит общему делу.
Алексей Кучеренко, президент холдинговой компании «АвтоКрАЗ»:
– Поскольку структура холдинговой компании «АвтоКрАЗ» неоднородна и делится на управляющую компанию и производство, то отпускной процесс на каждом уровне строится по-разному. Производство – есть производство, мы все не можем одновременно отдыхать, поэтому график отпусков достаточно жесткий, составляется заблаговременно с максимальным учетом пожеланий сотрудников и беспрекословно соблюдается. Кроме того, у нас присутствует принцип взаимозаменяемости.
Что касается президента холдинга, то я не нахожу возможности на период отпуска кого-то оставить вместо себя. Поскольку нет никакого смысла в отсутствие президента имитировать бурную деятельность вместо него. Тем более при существующем уровне связи со мной можно оперативно решить любые вопросы. Вообще, я считаю, что отпуск намного целесообразнее разбить на 3-4 «кванта», чтобы захватить и лето, и осень, и зиму, и весну. В этом случае отдых становится более интересным и эффективным с точки зрения восстановления сил и здоровья.
Евгений Червоненко, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Орлан»:
– Мы всегда стараемся находить компромисс в вопросах планирования деятельности компании в отпускной период. Люди уходят в отпуск по обоюдному согласию с руководством, чтобы предприятие в это время минимально подвергалось рискам. Ответственные сотрудники понимают, что уйти на 24 календарных дня могут только некоторые из них. А вообще, мы разбиваем отпуска на летний и зимний период. Но в принципе, сам менеджер решает, как ему использовать свой очередной отпуск без ущерба для компании. Ведь он понимает, что его зарплата зависит от конечного результата.